Иностранный отдел огпу. Ограничение произвола чекистов

Дзержинский на заседании Совнаркома сделал доклад о задачах и правах комиссии. В своей деятельности она, по мнению Дзержинского, должна была обращать внимание прежде всего на печать, «контрреволюционные партии» и саботаж. Её надлежало наделить довольно широкими правами: производить аресты и конфискации, выселять преступные элементы, лишать продовольственных карточек, публиковать списки врагов народа. Совнарком во главе с Лениным, заслушав Дзержинского, с его предложениями по наделению нового органа чрезвычайными полномочиями согласился.

Были созданы областные (губернские) чрезвычайные комиссии, особые отделы по борьбе с контрреволюцией и шпионажем в Красной Армии , железнодорожные отделы ЧК и т. д. Органы ВЧК осуществляли Красный террор .

ГПУ при НКВД РСФСР (1922-1923)

НКГБ - МГБ (1943-1954)

26 декабря 1991 года на базе Центральной службы разведки СССР была создана Служба внешней разведки Российской Федерации .

Комитет по охране государственной границы СССР просуществовал до октября 1992 года, однако пограничными войсками руководил только до июня 1992 года. 12 июня 1992 года указом Президента № 620 были созданы Пограничные войска Российской Федерации (в составе Министерства безопасности Российской Федерации).

Органы правительственной охраны после ряда реорганизаций к январю 1992 года были объединены под руководством Главного управления охраны Российской Федерации и Службы безопасности Президента Российской Федерации.

Создание российских органов госбезопасности (май 1991 - январь 1992)

Основная статья : Комитет государственной безопасности РСФСР

6 мая 1991 года Председатель Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцин и председатель КГБ СССР В. А. Крючков подписали протокол об образовании, в соответствии с решением Съезда народных депутатов РСФСР отдельного Комитета государственной безопасности РСФСР (КГБ РСФСР), имевшего статус республиканского государственного комитета. До осени 1991 года штат комитета составлял несколько человек, однако по мере ликвидации КГБ СССР его полномочия и численность начали расти.

26 ноября 1991 года Президент РСФСР Б. Н. Ельцин подписал указ о преобразовании КГБ РСФСР в Агентство федеральной безопасности РСФСР (АФБ РСФСР).

19 декабря 1991 года Президент РСФСР Б. Н. Ельцин подписал Указ «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР» (МБВД). При этом упразднялись Министерство внутренних дел СССР, Министерство внутренних дел РСФСР, Агентство федеральной безопасности РСФСР и Межреспубликанская служба безопасности. 14 января 1992 года Конституционный суд РФ признал этот указ не соответствующим Конституции РСФСР, и 15 января 1992 года Б.Н. Ельцин его отменил. Соответственно, оказались восстановленными Агентство федеральной безопасности Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации.

МБР (1992-1993)

24 января 1992 года Президент РФ Б. Н. Ельцин подписал указ об образовании Министерства безопасности Российской Федерации (МБР) на базе Агентства федеральной безопасности Российской Федерации.

ФСК и ФСБ (с 1993)

21 декабря 1993 года Борис Ельцин подписал Указ об упразднении МБ РФ и о создании Федеральной службы контрразведки Российской Федерации (ФСК России). ФСК была создана на базе МБР, за исключением следственного аппарата и пограничных войск, выделенных в Федеральную пограничную службу Российской Федерации - главное командование пограничных войск Российской Федерации (создана 30 декабря 1993 года, с 30 декабря 1994 - Федеральная пограничная служба Российской Федерации).

ИНОСТРАННЫЙ ОТДЕЛ ВЧК-ОГПУ СССР, подразделение внешней разведки советских органов государственной безопасности. Первоначально был создан в структуре Особого отдела ВЧК (1919). 20.12.1920 председатель Всероссийской чрезвычайной комиссии Ф. Э. Дзержинский подписал приказ № 169 о создании самостоятельного Иностранного отдела (ИНО) ВЧК (с 1922 Государственное политическое управление, с 1923 года Объединённое государственное политическое управление). Перед ИНО были поставлены следующие задачи: создание резидентур за границей; развёртывание агентурной работы среди иностранных граждан на территории РСФСР; обеспечение паспортно-визового режима. В 1921 ИНО вошёл в состав Секретно-оперативного управления ВЧК, в 1927 году передан в непосредственное подчинение Коллегии ОГПУ СССР. Задачи внешней разведки были сформулированы в постановлении Политбюро ЦК ВКП(б) от 30.1.1930: освещение деятельности и проникновение в зарубежные центры эмиграции; выявление террористических организаций и интервенционных планов, подготовляемых государствами - потенциальными противниками СССР; освещение и выявление планов финансово-экономической блокады; добывание документов секретных соглашений и договоров, а также промышленных изобретений, технико-производственных чертежей и секретов; борьба с иностранным шпионажем в советских организациях и наблюдение за деятельностью советских учреждений за границей. Наряду с этим выделялась задача по ликвидации предателей, перебежчиков и руководителей эмигрантских организаций. До середины 1920-х годов действовали совместные резидентуры ИНО и Разведывательного управления РККА (смотри Главное разведывательное управление). В ходе создания агентурной сети существовало тесное взаимодействие между ИНО и коммунистическими партиями, входившими в Коммунистический интернационал. В 1920-х - начале 1930-х годов огромное внимание в работе ИНО уделялось борьбе с белоэмиграцией. Были проведены операции «Трест» и «Синдикат», «Д-7», «С-4», «Заморское», «Академия», позволившие парализовать и разложить эмигрантские организации. С 1930 года 8-е отделение ИНО стало заниматься научно-технической разведкой. Данные научно-технической разведки способствовали выполнению планов индустриализации СССР. На основе добытых ИНО материалов достигалась значительная экономия средств при строительстве крупнейших предприятий тяжёлой, химической и оборонных отраслей промышленности. В начале 1930-х годов важнейшим из приоритетов внешней разведки стало внедрение агентуры в правительственные учреждения стран - вероятных противников в будущей войне, прежде всего Германии и Японии. В ноябре 1932 года издано распоряжение об усилении нелегальной работы и о готовности легальных резидентур к переходу на нелегальные условия работы. В июле 1934 года в связи с ликвидацией ОГПУ СССР и образованием НКВД СССР функции внешней разведки были возложены на 7-й отдел Главного управления государственной безопасности.

Руководители ИНО: Я. Х. Давыдов (Давтян) (1920-21), С. Г. Могилевский (1921-22), М. А. Трилиссер (1922-29), С. А. Мессинг (1929-31), А. Х. Артузов (1931-34).

Лит.: Кассис В., Колосов Л. За фасадом разведок. Минск, 1986; Белая книга российских спецслужб. М., 1996; Колпакиди А. И., Прохоров Д. П. Все о внешней разведке. М., 2002; Очерки истории российской внешней разведки. 2-е изд. М., 2006. Т. 2: 1917-1933 гг.

После создания СССР ГПУ было преобразовано в Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при Совете Народных Комиссаров СССР. Иностранный отдел — внешняя разведка — вошел в состав созданного в ОГПУ Секретно-оперативного управления и стал называться ИНО СОУ ОГПУ.

Руководство

ИНО СОУ ОГПУ был расширен и укреплен кадрами, штат в Центре достиг 70 человек. В те годы это считалось большим аппаратом.

Задачи ИНО:

— выявление на территории иностранных государств контрреволюционных организаций, которые ведут подрывную деятельность против СССР;
— установление за рубежом правительственных и частных организаций, занимающихся военным, политическим и экономическим шпионажем;
— освещение политической линии каждого государства и его правительства по основным вопросам международной политики, выявление их намерений в отношении России, получение сведений об их экономическом положении;
— добывание документальных материалов по всем направлениям работы, в том числе таких материалов, которые могли бы быть использованы для компрометации как лидеров контрреволюционных групп, так и целых организаций;
— контрразведывательное обеспечение советских учреждений и граждан за границей.
Разведка ИНО получала сведения не только об агрессивных планах и намерениях иностранных государств по отношению к Советской России, но и выявляла силы, которые выступали за установление с ней нормальных политических и экономических отношений. СССР старался выйти из создавшейся вокруг нее международной изоляции. Другими словами, ИНО решалась двуединая задача: получение проверенной и правдивой информации об антисоветских планах основных капиталистических стран и оказание силами и средствами разведки помощи в прорыве изоляции Советской России, в развитии выгодных для страны политических и торговых отношений с внешним миром.
Огромное значение руководство страны придавало экономической разведке. Это подтверждает, в частности, записка, которая была направлена в 1922 году начальнику ИНО Трилиссеру председателем ГПУ Дзержинским. В ней подчеркивается, что материалы о действиях «промышленной, финансовой, торговой эмигрировавшей буржуазии имеют крайне важное значение для руководителей нашей хозяйственной жизни».
Дзержинский предложил ИНО увеличить добычу информации по экономической проблематике и совместно с Куйбышевым, который возглавлял в те годы Рабоче-Крестьянскую Инспекцию, выработать порядок ознакомления с ней руководителей ведомств и правительства.
Формируя свою служебную «команду», Трилиссер обращал боль­шое внимание на оперативную подготовку кадров, знание иностран­ных языков, умение работать с агентурой и приспосабливаться к бы­стро меняющимся условиям.
Он привлек к работе в ИНО некото­рых старых соратников по подпольной борьбе в Сибири и Приморье. Его заместителем стал С.Г. Вележев — бывший начальник разведывательного управления комвойск в Сибири; ответственными работниками отдела — Я. Мин­скер, А. Нейман, А. Мюллер, которые в свое время осуществляли разведыва­тельные операции в Маньчжурии.
Существенное значение в истории становления советской внешней разведки имело решение Политбюро ЦК ВКП(б) от 30 января 1930 г.
Работа разведки была подвергнута тщательному анализу. В принятом развернутом решении впервые на высоком политическом и государственном уровне были определены самые первостепенные районы разведывательной работы, задачи и направления ее деятельности.
Исходя из необходимости сосредоточения всех разведывательных сил и средств на важнейших направлениях, ИНО ОГПУ было предложено сконцентрировать свои усилия на развертывании разведывательной работы прежде всего против Англии, Франции, Германии, Польши, Румынии, Японии и лимитрофов — Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии.
В числе задач, поставленных тогда перед внешней разведкой, были и принципиально новые:
— выявление интервенционистских планов, разрабатывавшихся руководящими кругами Англии, Германии, Франции, Польши, Румынии, Японии, и выяснение сроков осуществления этих планов;
— выявление планов руководящих кругов перечисленных стран по финансово-экономической блокаде СССР;
— добывание документов о секретных военно-политических соглашениях и договорах между указанными странами;
— добывание для промышленности СССР сведений об изобретениях, конструкторских и производственных чертежей и схем, технических новинок, которые не могут быть получены обычным путем.

О методах и размахе деятельности ИНО в 1920-х — начале 1930-х го­дов подтверждает его участие в разложении «Российского обще­ воинского союза» (РОВС) — самой активной и враждебной органи­зации белоэмигрантов, которая была создана из офицеров разгромленной вран­гелевской армии.
Во главе РОВС стояли великий князь Николай Николаевич, адмирал Врангель и генерал Кутепов. Последний с само­го начала стал фактическим руководителем организации, а с 1929 года, после смерти Романова и Врангеля, — единоличным руководителем, по сути дела, всего белогвардейского движения за рубежом.
Основным оружием РОВС в борьбе против со­ветского государства были террор и диверсии. Во всех филиалах союза (в Париже, Праге, Софии, Варшаве и др.) проходили обучение офицерские террористические группы для заброски в Советский Союз. Эта работа проводилась в тесном контакте со специальными службами Франции, Польши, Румынии, Финляндии,
Первым ударом по РОВС была , разработанная и осуществленная при непосредственном участии Дзержинского и завершенная под руководством его преемника на посту председателя ОГПУ Менжинского. Параллельно с операцией «Трест» против РОВСа и его филиалов в Болгарии и Румынии про­водился ряд других аналогичных операций:
— с 1924 по 1929 год — опе­рация «д-7» с участием легендированной «Военной организации» бывших офицеров-монархистов в Ленинграде,
— с 1924 по 1932 год — операция «С-4» с участием легендированной «Внутренней русской национальной организации» (ВРИО),
— с 1929 по 1932 год — операция «Заморское» с участием легендированной антисоветской органи­зации «Северо-Кавказская военная организация» (СКВО),
— с 1929 по 1934 год — операция «Академия».
Во всех перечисленных операциях активно действовала агентура ИНО. Более того, Иностранный отдел своими силами выполнил одну из самых сложных задач — негласно похитил главу РОВС Кутепова.

Структура ИНО СОУ ОГПУ

Для решения задач, которые стояли перед ИНО, было создано шесть географических секторов, занимавшихся агентурной работой за границей. Позднее они стали называться отделениями, и число их увеличивалось по мере роста количества резидентур, расширения географических рамок работы и появления новых направлений деятельности разведки.
Имея в своем распоряжении скромные агентурные и валютные возможности, ИНО напряженно и плодотворно работал. В Лондон, Париж, Берлин, Вену и другие столицы европейских стран были направлены резиденты. В Токио, Пеки­не, Сеуле, Харбине начали активно действовать нелегальные опера­тивные подразделения. Скоро появились первые реальные результаты: резидент в Сеуле И.А. Чичаев доложил в Центр о получении секретного япон­ского меморандума Танаки с планами начать агрессивную войну против СССР, Китая и ряда стран Юго-Восточной Азии; из Вены от резидента были получены сведения о вербовке ценного агента; из Берлина поступила информация о готовящемся покушении бело­ гвардейцев-эмигрантов на жизнь советских дипломатов.
К 1930 году общий штат ИНО возрос до 122 человек, из них 62 — сотрудники резидентур за рубежом.

Техническое направление

26 октября 1925 года от Ф.Э. Дзержинского, который в то время был Председателем ВСНХ, в ИНО ОГПУ поступает предложение:
«Я думаю, нам нужно при ИНО создать орган информации о достижениях заграничной техники».
Дата этой записки считается началом станов­ления технической разведки как одного из направлений деятельно­сти внешней разведки СССР.
Перед руководством советской внешней разведки встал вопрос об организации раз­ведывательной деятельности за рубежом по технической линии или, как ее еще называли, линии Х. В частности, в эти годы речь шла о сочетании работы с легальной и нелегальной позиций. Первоначально со­здавались отдельные нелегальные агентурные группы, которые с прибытием разведчиков-нелегалов сводились в резидентуры. Такие группы различной численности существовали в 1927-1930 годах в США, Великобритании, Германии. Наряду с получением политиче­ской информации, они добывали сведения военно-технического ха­рактера.
В начале 1930-х годов директивными органами страны принимает­ся решение о переходе к военно-технической разведке (ХУ). Основаниями для этого были возникновение военной опасности со стороны фашистской Германии и откровенно враждебное отношение к СССР Японии.
Центр информировал резидентуры о «реорганизации систе­мы работы по технической разведке, именуемой в дальнейшем ХУ, которой сейчас придается весьма серьезное значение, и она … организационно выделяется в самостоятельную область работы».

Источники информации:

1. Примаков «История российской внешней разведки в 6-ти томах» том 2

"Отсутствие достоверной информации о планах и намерениях многочисленных врагов Советской республики, осевших за её пределами, лишало руководство возможности принятия правильных решений, прежде всего в области внешней политики, что и предопределило появление ещё весной 1920 года в Особом отделе ВЧК нового подразделения - Иностранного отдела", - пишет канд. ист. наук В. Лебедев.

Условным наименованием ПГУ КГБ СССР было в/ч 54282 .

Подготовка кадров

«В 1985 году меня направили в Нью-Йорк на работу дипломатом - представителем СССР в Комитете ООН по использованию космического пространства в мирных целях. Я должен был сочетать эту деятельность со своей работой на Первое главное управление КГБ (внешняя разведка), что было одной из самых почётных профессий для советского гражданина. Образование, которое можно было получить в этой структуре, соответствовало по уровню Кембриджскому или Принстонскому университету .»

В 1920-1930-е годы подготовка кадров осуществлялась на Восточном факультете Военной академии РККА имени М. В. Фрунзе .

В 1938 году появилось ведомственное учебное заведение - Школа особого назначения НКВД .

Структура

Управления

  • Управление Р (оперативное планирование и анализ)
  • Управление К (контрразведка)
  • Управление С (нелегалы)
  • Управление ОТ (оперативно-техническое)
  • Управление И (компьютерная служба)
  • Управление Т (научно-техническая разведка)
  • Управление разведывательной информации (анализ и оценка)
  • Управление РТ ("Разведка с территории" - операции на территории СССР)

Службы

  • Служба А (активные мероприятия)
  • Служба Р (радиосвязь)
  • Служба А Восьмого управления КГБ (шифровальные службы)

Отделы

  • США, Канада
  • Латинская Америка
  • Великобритания, Австралия, Африка, Новая Зеландия, Скандинавия
  • Восточная Германия, Западная Германия, Австрия
  • Страны Бенилюкса, Франция, Испания, Португалия, Швейцария, Греция, Италия, Югославия, Албания, Румыния
  • Китай, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Северная Корея
  • Таиланд, Индонезия, Япония, Малайзия, Сингапур, Филиппины
  • Неарабские страны Ближнего Востока, Афганистан, Иран
  • Англоговорящие страны Африки
  • Франкоговорящие страны Африки
  • Контакты с социалистическими странами
  • Регистрация и архивы
  • Электронный перехват и операции против шифровальных служб западных стран
  • Индия, Шри-Ланка, Пакистан, Непал, Бангладеш, Бирма
  • Арабские страны Ближнего Востока
  • Эмиграция
  • Контакты с развивающимися странами

Задачи

Задачи ПГУ КГБ были определены в утверждённой в 1974 г. так называемой «Разведывательной доктрине» следующим образом :

В условиях раскола мира на два враждующих лагеря, наличия у противника оружия, массового уничтожения, резкого усиления фактора внезапности в ракетно-ядерной войне главная задача разведки заключается в выявлении военно-стратегических планов противостоящих СССР государств, своевременном предупреждении правительства о назревающих кризисных ситуациях и предотвращении внезапного нападения на Советский Союз или страны, связанные с СССР союзническими договорами.

Исходя из этой задачи, разведка КГБ направляет свои усилия на решение узловых проблем, потенциально чреватых международными конфликтами и могущих при неблагоприятном развитии событий как в ближайшей, так и в отдаленной перспективе представить непосредственную опасность для Советского государства и социалистического сообщества в целом. В первую очередь она учитывает факторы, от которых зависит нынешнее соотношение сил на мировой арене, а также возможные принципиальные изменения в сложившемся равновесии. К ним, в частности, относятся:

Возникновение новой политической ситуации в США , при которой возобладают представители крайне агрессивных кругов, склонные к нанесению превентивного ракетного удара по СССР;

Возникновение аналогичной ситуации в ФРГ или Японии , подкрепленной реваншистскими и великодержавными устремлениями;

Развитие до крайности авантюристических, левацких взглядов , в результате которых отдельные государства или группы государств могут спровоцировать мировую войну в целях изменения сложившегося соотношения сил;

Попытки империалистических сил в различной форме разобщать социалистическое содружество, изолировать и оторвать от него отдельные страны;

Возникновение кризисных ситуаций военно-политического характера в отдельных стратегически важных регионах и странах, развитие которых может поставить под угрозу существующее равновесие или втянуть великие державы в прямую конфронтацию с перспективой перерастания в мировую войну; развитие аналогичной ситуации в пограничных и сопредельных несоциалистических странах;

Качественно новый скачок в развитии научно-технической мысли, обеспечивающий противнику явный перевес в военном потенциале и средствах ведения войны.

Действуя в соответствии с директивами по указанию ЦК КПСС и советского правительства, внешняя разведка КГБ одновременно решает следующие основные задачи:

В военно-политической области:

Своевременно выявляет политические, военно-политические и экономические планы и намерения, особенно долгосрочные, главных империалистических государств, в первую очередь США, их союзников по агрессивным блокам, а также группы Мао Цзэдуна в отношении Советского Союза и других социалистических стран;

Вскрывает замыслы противника, направленные на ослабление социалистического содружества, подрыв его единства;

Систематически изучает политическую обстановку в социалистических странах, обращая особое внимание на деятельность империалистической агентуры, антисоциалистических, реваншистских и националистических элементов. Укрепляет сотрудничество и взаимодействие с органами безопасности социалистических государств;

Добывает информацию о планах противника по борьбе с коммунистическими, рабочими и национально-освободительными движениями;

Следит за положением в сопредельных с Советским Союзом несоциалистических государствах, их внешней политикой, за их возможными попытками антисоветского сговора или совершения враждебных СССР акций;

Добывает секретную информацию о закулисных сторонах внутриполитического, военного и экономического положения стран главного противника, существующих и назревающих внутренних и международных противоречиях, положении в военно-политических блоках, экономических группировках и другие данные, необходимые для разработки и осуществления советской внешней политики;

Выявляет уязвимые места противника и во взаимодействии с другими советскими ведомствами осуществляет меры по ослаблению и подрыву его политических, экономических и военных позиций, по отвлечению его внимания от тех районов и стран, где активность противника может нанести ущерб интересам Советского Союза;

Проводит комплексный и непрерывный анализ и прогнозирование международных проблем, наиболее актуальных и острых с точки зрения интересов Советского Союза, социалистического содружества и международного коммунистического движения в целом.

В научно-технической области:

Добывает секретную информацию о ракетно-ядерном вооружении стран главного противника и их союзников по военно-политическим блокам, о других средствах массового уничтожения и защиты от них, а также конкретные данные о перспективных направлениях в науке, технике и технологии производства в ведущих капиталистических государствах, использование которых могло бы способствовать усилению военно- экономического и научно-технического прогресса СССР;

Своевременно выявляет и прогнозирует новые открытия и тенденции развития зарубежной науки и техники, могущие повести к существенному скачку научно-технического и военного потенциала противника или созданию новых видов оружия, способного радикально изменить сложившееся соотношение сил в мире;

Анализирует, обобщает и через соответствующие ведомства реализует добытые разведывательные материалы по теоретическим и прикладным исследованиям, создаваемым и действующим системам оружия и их элементам, новым технологическим процессам, вопросам военной экономики и системам управления.

В области внешней контрразведки:

Добывает за границей информацию о враждебных намерениях, замыслах, формах и методах практической деятельности разведывательных и контрразведывательных служб главного противника, органов психологической войны и центров идеологических диверсий против Советского Союза, всего социалистического лагеря, коммунистического и национально- освободительных движений;

Выявляет враждебных разведчиков и агентов, подготавливаемых для засылки в Советский Союз, способы и каналы их связи, задания. Совместно с другими подразделениями КГБ и органами безопасности социалистических стран принимает меры по пресечению их подрывной деятельности;

Осуществляет мероприятия по компрометации и дезинформации вражеских спецслужб, отвлечению и распылению их сил;

Обеспечивает за границей сохранность государственной тайны, безопасность советских учреждений и командированных советских граждан, а также деятельность разведывательных резидентур КГБ;

Накапливает и анализирует информацию о подрывной работе спецслужб главного противника, па базе полученного материала разрабатывает рекомендации по совершенствованию разведывательной и контрразведывательной работы за кордоном.

В области активных операций проводит мероприятия, способствующие:

Решению внешнеполитических задач Советского Союза;

Разоблачению и срыву идеологических диверсий противника против СССР и социалистического содружества;

Консолидации международного коммунистического движения, усилению национально-освободительной, антиимпериалистической борьбы;

Росту экономической и научно-технической мощи Советского Союза;

Разоблачению военных приготовлений враждебных СССР государств;

Дезинформации противника относительно подготавливаемых или проводимых СССР внешнеполитических, военных и разведывательных акций, состояния военного, экономического и научно-технического потенциала страны;

Компрометации наиболее опасных антикоммунистических и антисоветских деятелей, злейших врагов Советского государства.

При проведении активных операций разведки, в зависимости от конкретных условий, использовать не только свои силы, специфические средства и методы, но и возможности КГБ в целом, других советских учреждений, ведомств и организаций, а также вооруженных сил.

В области специальных операций, используя особо острые средства борьбы:

Осуществлять диверсионные акции с целью дезорганизации деятельности спецорганов противника, а также отдельных правительственных, политических, военных объектов в случае наступления особого периода или возникновения кризисной ситуации;

Проводить специальные мероприятия в отношении изменников Родины и операции по пресечению антисоветской деятельности наиболее активных врагов Советского государства;

Осуществлять захват и негласную доставку в СССР лиц, являющихся носителями важных государственных и иных секретов противника, образцов оружия, техники, секретной документации;

Создать предпосылки для использования в интересах СССР отдельных очагов антиимпериалистического движения и партизанской борьбы на территории зарубежных стран;

Обеспечивать по специальным заданиям связь и оказывать помощь оружием, инструкторскими кадрами и т.п. руководству братских коммунистических партий, прогрессивных групп и организаций, ведущих вооруженную борьбу в условиях изоляции от внешнего мира.

Исходя из возможности возникновения кризисной ситуации и развязывания прогрессивными кругами ракетно-ядерной войны против Советского Союза, внешняя разведка СССР заблаговременно и планомерно обеспечивает живучесть и действенность аппаратов разведки, их размещение в важнейших пунктах и странах, внедрение агентуры в главные объекты, бесперебойность получения информации о противнике. В этих целях она постоянно ведет подготовку агентурной сети и других сил, поддерживает их боеспособность, а также обеспечивает подготовку всего личного состава разведки, и особенно ее нелегального аппарата.

Руководители

Начальники:

  • Александр Панюшкин ( -)
  • Александр Сахаровский ( -)
  • Фёдор Мортин ( -)
  • Владимир Крючков ( -)
  • Леонид Шебаршин ( -)
  • Евгений Примаков (30 сентября - 6 ноября )

Первые заместители: