Как делается синквейн. Синквейн как один из приемов системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку

Это стихотворные формы, требующие достаточно строгого алгоритма.

Что такое синквейн?

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учащегося умения находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать всё это в кратких выражениях.

Синквейн - концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.

Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по опредёленным правилам.

Правила написания синквейна

первая строка - одно слово , обычно существительное, отражающее тему синквейна;

вторая строка - два слова , прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка - три слова , глаголы, описывающие действия в рамках темы;

четвёртая строка - фраза из нескольких (обычно четырёх) слов , показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

пятая строка - слово-резюме или словосочетание , связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пищущего к теме.

Составляя синквейн, автор может обращаться к тексту содержания изучаемой темы. При этом построчные задания являются для него своеобразными схемами ориентировочной основы деятельности, используя которые он выполняет конкретный фрагмент задания по составлению синквейна.

Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску.

Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Алгоритм написания синквейна.

1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.

2-я строка. Какой? 2 прилагательных.

3-я строка. Что делает? 3 глагола.

4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.

5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.

Использование синквейнов в школе

Умение учащегося составлять синквейны по той или иной теме свидетельствует о степени владения учащимся учебного материала этой темы, в частности, является показателем того, что учащийся:

Знает содержание учебного материала темы;

Умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса, структуры или вещества;

Умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи.

Работа над созданием синквейна является одним из эффективных методов развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

Синквейн можно использовать на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии.

Примеры синквейнов

Синквейн на тему "НОВЫЙ ГОД".

1. НОВЫЙ ГОД.

2. РАДОСТНЫЙ, ДОЛГОЖДАННЫЙ.

3. ПРИХОДИТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ.

4. Я РАДУЮСЬ НОВОМУ ГОДУ.

5. ЗИМА, ПРАЗДНИК, ПОДАРКИ.

Синквейн на тему "Витамин".

1. Вещество

2. Полезное, необходимое

3. Поглощать, принимать, употреблять

4. Без витаминов жить нельзя! Они - надёжные друзья.

5. Польза для здоровья

Что такое даймонд?

Даймонд - состоит из 7 строк.

Алгоритм написания даймонда: Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия.

Вторая строка - два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного.

Следующая строка - три глагола или деепричастия, которые выражают действие.

Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два - контрастное ему понятие, завершающее даймонд.

Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.

Пример даймонда

Гипербола

Огромная, наибольшая.

Преувеличивает, преумножает, расширяет.

Гулливера превращают в Мальчика с пальчика.

Преуменьшает, умаляет, суживает.

Крохотная, наименьшая

Литота.

Что такое диаманта?

Диаманта - это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:

строчка 1: тема (существительное)

строчка 2: определение (2 прилагательных)

строчка 3: действие (3 причастия)

строчка 4: ассоциации (4 существительных)

строчка 5: действие (3 причастия)

строчка 6: определение(2 прилагательных)

строчка 7: тема (существительное)

Пример диаманты

Обломов

Ленивый, добрый,

Лежащий, мечтающий, умирающий.

Пассивность, бездействие, угасание, обломовщина.

Работающий, решающий, живущий,

Настойчивый, расчетливый

Штольц.

Написание диаманты полезно для понимания школьниками сути различий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению.

Что такое хайку(хокку)?

Алгоритм написания хайку:

Строчка 1: «Я видел» кого-то или что-то

Строчка 2: Какого?

Строчка 3: Как?

Примеры хайку

Снегирь

Я видел птицу,

Прилетевшую зимой,

Красиво…

Тоска

Я видела деревню

С одним домом

Тоскливо…

Стих в виде хайку написать несколько труднее, потому что в нем выражается личное переживание человека. Вместе с тем эта стихотворная форма также имеет определённые плюсы. В хайку самым гармоничным образом сочетается работа с понятием и эмоциональное отношение к нему.

Что такое штрихи?

Ещё один вид «стихотворения» придумали учитель Сторожева Т.Ю. и её ученики. Они назвали это штрихами - штрихи к правилам, штрихи к мыслям, штрихи, позволяющие проверить словарный запас школьников, их умение видеть и применять части речи, составлять тематические сложные (красивые!) предложения.

Штрихи пишутся по следующим правилам:

1-я строка. 1 существительное.

2-я строка. 2 прилагательных.

3-я строка. 3 причастия.

4-я строка. 4 глагола.

5-я строка. 5 наречий (или деепричастий)

6-я строка. Сложносочинённое или сложноподчинённое предложение по теме.

Работы-примеры учащихся по теме «Весна»:

Молодость,

Зажигательная, весёлая,

Восхитительная, влюблённая, пламенная.

Расцветает, оживляет, приходит, пробуждает,

Не останавливая, не забывая, не старея, не думая, не уставая.

Молодость просыпается весной в каждом живом существе, даже трухлявый пень возрождается с появлением первых весенних лучей солнца.

Чувства,

Искренние, противоречивые,

Чарующие, манящие, дурманящие.

Радуют, раскрывают, волнуют, будоражат,

Завораживая, вдохновляя, перевоплощая, играя, обещая.

Весенние чувства переполняют человека, потому что они возвращают его в царство мечты и надежды на чудо.

Ручей,

Свежий, прохладный,

Звенящий, пробуждающий, зовущий.

Бежит, поёт, журчит, течёт,

Радуя, осветляя, возрождая, призывая, оповещая.

Когда на улице появляются первые журчащие вестники весны, жизнь пробуждается от весеннего сна.

Родители и учителя озабочены тем, что дети перестали любить чтение. Но важно не только воспитать интерес к книгам, но и научить анализировать прочитанное. Вот почему на уроках литературы особую актуальность приобретают приёмы, нацеленные на развитие критического мышления - например, составление синквейна.

Суть методического приёма

Синквейн (сенкан) в переводе с французского означает «стихотворение из пяти строк». Первоначально короткое рифмованное произведение было своеобразным американским «ответом» японским хокку и танка, придуманным в ХХ веке поэтессой Аделаидой Крэпси. Сенкан строился по определённой слоговой схеме: 2 в первой строке, 4 - во второй, 6 - в третьей, 8 - в четвёртой и 2 в пятой. Всего получалось 22 слога. В педагогике структура синквейна стала не слоговой, а смысловой. Она отражает результат синтеза и анализа той или иной информации, то есть каждая строка отвечает определённым требованиям темы:

  • 1-я - слово-понятие (существительное или местоимение в начальной форме);
  • 2-я - два слова, описывающих качества (прилагательные или причастия в именительном падеже);
  • 3-я - три слова, рассказывающих о действиях, связанных с понятием (глаголы или деепричастия в начальной форме);
  • 4-я - предложение (4–5 слов), отражающее отношение к понятию;
  • 5-я - слово-резюме, которое выражает суть темы.

Синквейн является эффективным инструментом рефлексии, который позволяет развивать в детях следующее:

  • способность кратко выражать суть того или иного вопроса;
  • системное мышление;
  • аналитические способности;
  • уважение к слову.

Кроме того, составление пятистрочных нерифмованных стихотворений расширяет словарный запас учеников и реализует принцип креативного подхода к обучению.

Зачем писать синквейн на уроке литературы

Синквейн может использоваться как при составлении конспекта урока литературы, так и на этапе проверки усвоения знаний

Синквейн является частью технологии критического мышления, основу которой составляют три стадии организации процесса обучения:

  • вызов (актуализация прошлого опыта, например, проверка домашнего задания);
  • осмысление (контакт с новой информацией);
  • размышление (закрепление приобретённых знаний).

Синкан может быть использован на любом из этих этапов. При применении на уроке литературы подобный способ организации информации помогает:

  • изучить образы героев (проанализировать положительные и отрицательные стороны персонажа, мотивы его поступков);
  • уяснить те или иные понятия (синквейн помогает не только дать толкование термину, но и представить конкретный пример);
  • понять точку зрения автора произведения и современников (что такое долг, честь, нравственность и так далее).

Учитель с помощью пятистрочного стихотворения, составленного ребёнком, легко может сделать вывод о качестве усвоения материала, глубине понимания проблемы, степени развития образного мышления и пробелах в знаниях, которые есть у школьника.

Правила, помогающие сделать синквейн (со схемой, планом и примером)

Схема синквейна проста и понятна ученику любого звена

Увлекательное и творческое занятие - составление синквейна - приучает ребят к упорядочиванию своих мыслей. Для того чтобы приём оправдал ожидания педагога, нужно чётко объяснить ученикам, как делается сенкан:

  1. Из проблемы или нового объёма информации выделяется одно главное слово.
  2. К явлению подбираются наиболее подходящие определения. Это могут быть и реально существующие признаки, и ассоциативные (например, пушкинский Онегин - щеголеватый, то есть эта характеристика объективная; кудрявый - по аналогии с автором, который часто называется прообразом персонажа – ассоциативный признак);
  3. Затем находятся слова-действия, описывающие понятие. Желательно, чтобы эти глаголы фактически присутствовали в тексте, когда работа идёт с литературным произведением.
  4. Чтобы охарактеризовать концепт, нужно придумать короткую фразу. Для учащихся начального и среднего звена ею может быть пословица или поговорка, а вот ученикам постарше под силу написать собственное высказывание.
  5. Завершается составление синквейна подбором слова, которое обозначает понятие, синонимичное исходному.

Например, таким может быть самый простой сенкан:

  • КНИГА
  • Интересная, новая
  • Обогащать, учить, отвлекать
  • Чтение - путь в мир образов.
  • Удовольствие

Советы о том, как составлять сенкан на уроке литературы (с образцами)

С помощью синквейна очень удобно давать характеристику образа персонажа

Синквейн может быть использован на уроках в любом классе. Задача учителя состоит в том, чтобы сделать работу посильной для детей разного возраста. Методические рекомендации по составлению нерифмованного пятистрочного стихотворения можно условно разделить на советы для начального, среднего и старшего звена.

1–4 классы

На уроке в начальных классах при составлении сенкана нужно делать следующее:

  • вместе с учениками выделить общее понятие - первую строчку;
  • для второй и третьей строк первое слово подобрать коллективно;
  • дать примеры для четвёртой строчки;
  • в случае затруднений помочь с подбором синонима или позволить выразить суть явления не одним словом, а словосочетанием из двух.

5–9 классы

В среднем звене имеет смысл давать альтернативу для первого слова, так как психологические особенности детей в этом возрасте обуславливают негативное отношение подростков к отсутствию выбора и могут стать причиной того, что дети откажутся выполнять задание из-за его «сложности». Со 2 и 3 строками школьникам лучше поработать самим: подобрать слова этих категорий не так уж трудно, ошибки допустить практически невозможно, а вот самостоятельный выбор повысит авторитет юного поэта в собственных глазах. Гораздо более сложным может оказаться нахождение уместной фразы и синонима исходного концепта. В этом случае отталкиваться нужно от возможностей конкретного ученика: возможно, имеет смысл помочь ребёнку или сделать этот этап составления синквейна групповым.

Во время составления синквейна на уроке в начальных классах учителю рекомендуется помочь ученику, испытывающему трудности

10–11 классы

В старшем звене учитель может ограничиться предложением об использовании сенкана для работы над тем или иным литературным произведением. Все этапы работы школьникам по силам выполнить без посторонней помощи. При этом пятистрочные стихотворения могут быть использованы и для составления конспекта, и для анализа поступка персонажа, и для оценки роли героя в системе всего произведения.

Образцы, помогающие составить синквейн

Стихотворение без рифмы из пяти строк на уроке литературы может касаться разных аспектов изучения курса: и теоретического, и практического. Теория включает знакомство с понятийным аппаратом. Например, малышам нужно узнать, что такое сказка:

  • СКАЗКА
  • Волшебная, бытовая
  • Рассказывать, слушать, читать
  • Сказка - ложь, да в ней намёк
  • История (как вариант - магический рассказ).

Так можно изложить и суть других понятий: стихотворение, быль, рассказ и так далее.

В среднем звене много уроков посвящено знакомству с направлениями литературы. Таким может быть пример синквейна по одному из них:

  • РОМАНТИЗМ
  • Придуманный, сентиментальный, трагический
  • Слагать, страдать, думать
  • Романтизм - это расцвет литературы.
  • Пушкин (в этой строке может быть любое имя писателя-романтика).

Подобным образом можно представить и направления Серебряного века (акмеизм, футуризм), и жанровое своеобразие современной литературы (верлибр, трагифарс).

Младшие школьники могут составлять синквейн коллективно

Что касается изучения конкретных литературных произведений, то это наиболее благодатная почва для использования приёма. К примеру, малыши быстрее запомнят характеристику Карлсона, если на уроке составят синквейн:

  • КАРЛСОН
  • Толстый, добрый, весёлый
  • Шалить, летать, успокаивать
  • Мужчина в расцвете сил.
  • Пропеллер

Изучение персонажей в 5–9 классе строится на сравнении нравственных принципов разных типов личностей. Задача предметника - показать ребятам, что человек представляет собой клубок противоречий, который не вписывается в рамки только положительного или отрицательного набора качеств.

  • ПЕЧОРИН
  • Молодой, ищущий, лишний
  • Служить, любить, умирать
  • Печорин - это образ Лермонтова.
  • Онегин (или Чацкий, представитель плеяды образов «лишнего человека»)

Для старшеклассников не менее интересными являются образы писателей:

  • БУЛГАКОВ
  • Талантливый, больной, иносказательный
  • Иронизировать, бояться, страдать
  • Булгаков - гений своего времени.
  • Мастер

Синквейн на уроке литературы - это не только прекрасный способ заставить учеников думать и анализировать, но и приём, позволяющий раскрыть творческий потенциал подрастающего поколения. К тому же, методические особенности использования сенкана в разных классах позволяют поставить его на первое место среди универсальных способов преподнесения материала.

Короткое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк называется синквейном. Синквейн бывает разных видов, но наибольшей популярностью на сегодняшний день пользуется «дидактический сиквейн», который большое распространение получил в общеобразовательных учреждениях. Рассмотрим способы составления сиквейна.

Что такое синквейн: традиционная и дидактическая формы

В начале 20 века, американская поэтэсса, Аделаида Крепси, придумала такую форму стихотворения, состоящего из пяти строк, в основе которого лежит подсчет слогов в каждой строчке. Вдохновили ее на это действие японские танка и хайку. Смысловая структура ею придуманного традиционного синквейна имела слоговую структуру 2 — 4 — 6 — 8 — 2, т. е. в первой строке два слога, во второй — три и т.д.) . В итоге, стихотворение состояло из 22 слогов.

Первыми, применение дидактического синквейна, использовали школы в Америке. По сравнению с другими видами синквейна, в основе данного варианта лежала смысловая заданность в каждой строке, а не подсчет слогов.

Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:

  • в первой строке — наличие местоимения или существительного, т. е. одного слова, являющегося темой синквейна;
  • во второй строке — наличие причастия или прилагательного, описывающего свойства слова из первой строки;
  • в третьей строке — наличие деепричастия или глагола, повествующего о действиях слова из первой строки;
  • в четвертой строке предложение должно состоять из четырех слов, с помощью которых происходит выявление личного отношения поэта к теме синквейна;
  • пятая строка состоит из одного слова любой части речи, раскрывающее замысел темы.

Получившееся стихотворение может затрагивать любую тематику.

Дидактический синквейн допускает отступ от правил. К примеру, резюме или главная тема может состоять не из одного слова, а из сочетаний от трех до пяти слов, а в описании действий — использоваться только сказуемые.

Составление синквейна

Для составления секвейнов не требуются литературные таланты или специальные знания. Требуется лишь грамотное освоение формы. В качестве тренировки лучше брать наиболее известную и знакомую автору тему, начиная с простого. К примеру, возьмем тему «мыло».

  • В первой строке — слово «мыло».
  • Во второй строке должно присутствовать два прилагательных, отражающих свойства этого предмета. Какое мыло? По средствам перечисления в уме прилагательных, описывающих, как конкретное мыло (фиалетовое, апельсиновое, жидкое, детское и проч.) , так и в общем (душистое, скользское, пенящееся) , выбираются два подходящих слова. В результате, выбор остановлен на таких словах, как: «клубничное, прозрачное».
  • В третьей строке необходимо описание трех действий главной темы. На данном этапе, школьники затрудняются с выбором слов, поскольку под действиями подразумевается не только действия самого предмета, но и влияние на данный предмет из вне, и влияние его на окружающих. К примеру, помимо того, что мыло может пахнуть и лежать в мыльнице, оно может упасть из рук или выскользнуть, или заставить плакать, а также им можно мыться. В итоге, остановим выбор на таком варианте: «Пузыриться, пахнет, моет».
  • В четвертой строчке, автор должен выразить свое личное отношение к главной теме. У школьников, на данном этапе, также могут возникнуть трудности в подборе слов, поскольку, мыло не может вызывать какого — либо конкретного отношения у тех, кто не кто не является заядлым чистюлей, фанатом данного предмета, или попросту ему не доставляет особого удовольствия процесс мытья. Здесь следует учесть не только личное отношение автора, но и вызов определенных ассоциаций, связанных с главной темой.

К примеру, можно взять такой факт из биографии автора, как разбитие коленки в следствии того, что он когда — то поскользнулся на мыле, или рассказать о самостоятельном приготовлении данного предмета. Независимо от выбранных моментов из жизни, которые взятые за основу написания четвертой строчки, необходимо помнить о том, что мысль должна уложиться в три или пять слов. К примеру, «Руки моют перед едой». Можно также привести пример с пробованием мыла, имеющего приятный запах, на вкус, в результате чего, автора постигло разочарование и досада. В итоге, получится такая строчка: «Вкус противный, сладкий запах».

  • В последней строке должен раскрываться замысел темы, т. е содержаться своего рода резюме, состоящее из одного или двух слов. Другими словами, после прочтения созданного стихотворения, поразмышлять о возникшем образе и попытаться осуществить выражение своих ощущений с помощью одного слова. Также, можно задуматься о значимости данного предмета, как в собственной жизни, так и в общественной, поразмыслить о его главном свойстве. Главное — последняя строка должна быть итогом вышеперечисленного. Например, в четвертой строке говориться о необходимости мытья рук, значит, в пятой строке целесообразней поставить слово «гигиена» или «чистота», в качестве резюме.
  • Если же, в основе четвертой строки лежит воспоминание, связанное с неудачной пробой мыла на вкус, то резюмировать следует словом «обман» или «разочарование».

Что получилось в итоге? Пример классического дидактического синквейна строгой формы.

Мыло.

Клубничное, прозрачное.

Пузырится, пахнет, моет.

Вкус противный, сладкий запах.

Обман.

Несмотря на то, что такое стихотворение довольно короткое, в нем дети не только способны узнать себя, но и затронули функциональность и свойства этого предмета, при написании занятного пятистрочного стиха.

Тренируясь на простом, можно осуществить переход к более сложному, но хорошо знакомому. Например, можно в качестве основной темы взять слово «класс», «семья» или слова, связанные с любым временем года. Если в качестве синквейна будет выбрано слова «мама», то это будет отличной основой для сочинения стихотворения для праздничной открытки на международный женский день. Кроме того, на общеклассных мероприятиях могут быть использованы такие стихотворения одной тематики.

Статьи по теме:

  • Как правильно ставить ударение в слове…

Синквейн: как составить примеры? СИНКВЕЙН — это пятистрочный стих
Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквейн — это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.
Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает пять. Таким образом, синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк. Когда вы знакомите учащихся с синквейнами, сначала объясните им, как пишутся такие стихотворения. Затем дайте несколько примеров (ниже приводится несколько синквейнов).

После этого предложите группе написать несколько синквейнов. Для некоторых людей сначала будет трудно писать синквейны. Эффективным средством введения синквейнов является разделение группы на пары. Назовите тему для синквейна. Каждому участнику будет дано 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они написали и еще раз критически рассмотреть данную тему.

Кроме того, этот метод потребует, чтобы участники с слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа сможет ознакомиться с парными синквейнами. Если имеются кодоскопы, то полезно показать пару синквейнов. Каждый из них может быть представлен обоими авторами. Это способно породить дальнейшую дискуссию.
Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации. Важно делать эти упражнения систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями.
Когда это делается, учение и мышление становятся прозрачным процессом, доступным для всех.

Не будет никаких таинственных или трудно уловимых процессов, которые смогут заметить лишь те, кому повезет. Когда процессы становятся прозрачными, учащиеся не только узнают содержание, но и учатся учиться.
Синквейн- это стихотворение, состоящее из
пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме.

Порядок написания синквейна:
Первая строка- одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка- два прилагательных, характеризующих данное предложение.
Третья срока- три глагола, показывающие действие понятия.
Четвёртая строка- короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
Пятая строка- одно слово,обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.

Синквейн: как составить примеры. Примеры синквейнов

Снайпер
Холодный, равнодушный
Выглядывает, высматривает, готовится
Метко стреляет, не задумываясь
Ужас.

Снайпер
Меткий, жестокий
Сощурившись, целится – нужно успеть
Твоя дорога – смерть,
Убийца.

Выбор
Свободный, ответственный.
Делает, указывает, решает.
Жизнь-череда выборов.
Необходим.

Правила
Установленные и жесткие.
Управляют, сдерживают, допускают.
Повсюду преследуют меня.
Порядок

Правила
Нужное и обязательное.
Регулируют, сдерживают помогают.
Берегут каждого человека.
Ограничение.

Конфликт
Тяжелый и неразрешимый.
Разрушает, портит, убивает.
Неизбежен.
Выход.

Конфликт
Частный, неприятный.
Сорит, злит, разобщает.
Без него не прожить.
Спор.

Важна и нужна.

Сорит, мирит, помогает.

На моих чувствах играет.

Привязанность.

Старая и крепкая.

Уважать, понимать, ценить.

Мы с тобой одной крови — ты и я.

Что такое синквейн?

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учащегося умения находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать всё это в кратких выражениях.

Синквейн – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.

Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по опредёленным правилам.

Правила написания синквейна

первая строка — одно слово , обычно существительное, отражающее тему синквейна;

вторая строка — два слова , прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка — три слова , глаголы, описывающие действия в рамках темы;

четвёртая строка — фраза из нескольких (обычно четырёх) слов , показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

пятая строка — слово-резюме или словосочетание , связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пищущего к теме.

Составляя синквейн, автор может обращаться к тексту содержания изучаемой темы. При этом построчные задания являются для него своеобразными схемами ориентировочной основы деятельности, используя которые он выполняет конкретный фрагмент задания по составлению синквейна.

Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску.

Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Алгоритм написания синквейна.

1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.

2-я строка. Какой? 2 прилагательных.

3-я строка. Что делает? 3 глагола.

5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.

Использование синквейнов в школе

Умение учащегося составлять синквейны по той или иной теме свидетельствует о степени владения учащимся учебного материала этой темы, в частности, является показателем того, что учащийся:

— умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса, структуры или вещества;

— умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи.

Работа над созданием синквейна является одним из эффективных методов развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

Синквейн можно использовать на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии.

Примеры синквейнов

Синквейн на тему «НОВЫЙ ГОД».

1. НОВЫЙ ГОД.

2. РАДОСТНЫЙ, ДОЛГОЖДАННЫЙ.

3. ПРИХОДИТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ.

4. Я РАДУЮСЬ НОВОМУ ГОДУ.

5. ЗИМА, ПРАЗДНИК, ПОДАРКИ.

Синквейн на тему «Витамин».

1. Вещество

2. Полезное, необходимое

3. Поглощать, принимать, употреблять

4. Без витаминов жить нельзя! Они – надёжные друзья.

5. Польза для здоровья

Разделы: Иностранные языки

Переход к информационному обществу сопровождается глобальными изменениями во всех сферах человеческой жизнедеятельности. В большой степени эти изменения касаются системы образования, главной задачей которой является переход на обучение на основе компетентностного, деятельностного подхода. В настоящее время необходим такой выпускник, который способен максимально самостоятельно принимать решения в нестандартных ситуациях, мыслить творчески.

Чтобы добиться успешности в обучении учащихся, преподаватель должен постоянно совершенствоваться сам и совершенствовать свой урок. Современные педагогические подходы, приемы обучения учащихся позволяют повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний.

Выбор и дальнейшее применение любого обучающего приёма должно основываться на принципах гуманизации, дифференциации и индивидуализации, демократизации. Необходимо придерживаться тенденции перехода от информационных форм к активным формам и методам обучения, которые предполагают элементы проблемности, научного поиска, использование резервов самостоятельной работы обучающихся. Одним из таких приемов, применяемых мной на уроках, является прием написания дидактического синквейна.

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. Текст данного жанра основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической функции каждой строки. Способность резюмировать информацию в нескольких словах – это важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквейн интересен как одна из форм творческой рефлексии. Сочинение синквейнов позволяет развивать умение синтезировать и анализировать полученную информацию.

Также данный приём помогает мне решать сразу множество важнейших задач:

Изученный на уроке материал приобретает некую эмоциональную окраску,

Значительно активизируется словарный запас учащихся,

Совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов,

Активизируется и развивается мыслительная деятельность,

Совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.

Происхождение синквейна и его особенности.

Слово синквейн происходит от французского “пять”. В вольном переводе это слово означает (“пять вдохновений’ или “пять удач”)

Синквейн – нерифмованная пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале 20 века. Форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси, опиравшаяся на японские миниатюры – хокку.

Синквейн используется в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат, как инструмент для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

Особенности синквейна заключаются в том, что он является формой свободного творчества, синквейн прост в построении, а главное он полезен для развития способности к анализу.

Написание синквейна требует от составителя реализации всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных). Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и лично-ориентированной.

Правила составления синквейна

  1. Первая строка – это тема синквейна, заключает в себе одно слово, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь (обычно этим словом является существительное или местоимение).
  2. Вторая строка состоит из двух слов, которые дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта (как правило, используются прилагательные или причастия).
  3. Третья строка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  4. Четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  5. Пятая строка содержит слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Схема синквейна:

1 строка – тема синквейна - существительное

2 строка – описание признаков и свойств объекта – два прилагательных

3 строка – характерные действия объекта – три глагола

4 строка – фраза, выражающая личное отношение автора к объекту

5 строка – слово = резюме, характеризующее суть объекта – существительное

Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат.

Алгоритм работы над синквейном, варианты синквейна.

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

1. Объясняются правила написания синквейна.

2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.

3. Задается тема синквейна.

4. Фиксируется время на данный вид работы.

5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учащихся.

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Данный вид работы занимает короткий временной промежуток, что позволяет опросить каждого ученика и оценить правильность и уровень усвоения изученного материала. Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий.

Помимо самостоятельного составления нового синквейна, (Приложение 1) возможны следующие варианты:

Составление краткого рассказа по готовому синквейну (использование слов и фраз, входящих в состав синквейна);

Коррекция и совершенствование готового синквейна;

Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы – без первой строки, ученик должен на основе существующих ее определить).

чтобы составить синквейн необходимо осмысленно понимать содержание. По ходу написания синквейна могут задаваться наводящие вопросы, причём пятистишие может составляться как индивидуально, так и в группах.

Кроме “классического” варианта написания синквейна мною используются следующие варианты:

а) составление краткого рассказа по готовому синквейну, анализ неполного синквейна. (Приложение 2) При данном виде работы можно увидеть в полной мере не только лексический объём знаний обучающихся, но и коррекцию, развитие речевых и мыслительных способностей. Возникает множество вариантов для создания новых текстов. Предложенная “калька” в виде строчек синквейна стимулирует интерес не только к изученной теме, но и к дисциплине.

б) коррекция и совершенствование готового синквейна. (Приложение 3) По уже предложенному готовому синквейну осуществляется работа по таким направлением, как обсуждение неточных фраз и замены их другими – так, в данном случае, можно подобрать более верно фразу в четвертой строке.

Заключение.

Прием составления синквейна, на первый взгляд кажущийся простым, скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто. Но эта работа является одновременно сложной и плодотворной, как для преподавателя, так и для учащихся.

Такой вид работы подразумевает включение всех мыслительных процессов учащихся – аналитических, синтезирующих и творческих, т.к. необходимо доказать собственную точку зрения, а также придумать свой оригинальный вариант ответа.

Таким образом, процедура составления синквейна, являясь эффективным инновационным методом, позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

Наблюдая за учащимися на уроке, убеждаешься в том, что им интересно. Их внимание сконцентрировано на выполнении того или иного задания. Радуют и результаты таких уроков. Каждый ученик получает на уроке положительные оценки. Да и сами учащиеся оценивают свою работу и работу преподавателя на уроке самыми высокими баллами.

Литература.

  1. Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. - М.: ИНТУИТ. РУ, 2007. - С. 105.
  2. Написание синквейнов и работа с ними . Элементы инновационных технологий. МедБио (кафедра Медицинской биологии и генетикиКГМУ).
  3. СПО: журнал: Российская академия образования, 2013 , №7.