Мария петровых. Тюшкевич Петр — Биография Как я дошел до такой жизни…

Глобальное размагничивание причинно следственной связи Законами Кармы.
Законом Равновесия.

Глобальным схождением космических энергий, энергий любви.
А коль энергии любви, то они есть и энергии тепла, физика космоса.
Нового Солнца энергии, новая тепловая энергия.
Сила размагничивания скопившейся Инвольтации чтобы ко восхождению по Эвольтации.

Сила космических энергий, новых космических энергий, как сила новых космических законов кармы во реальное взаимо действие с человеческого ума законами.
И которые говорят: ДОВОЛЬНО!!! Инвольтировать!!! На данной ПЛАНЕТЕ.
Во решительные и конкретные взаимо действия.

Сила исходит Континентом Америки, проводник США,
Конкретное размагничивание военно политической направленности Рос.Фед.
Сила энергий противостоять которым невозможно,
Через которые проявится космический процесс взаимо выворачивания.
И Россия навсегда забудет о своих военно политических, но никак не военно патриотических намерениях.
Глобальное размагничивание России.
Как причинно следственный военно политический конфликт, но уже через США, НАТО.
Сила размагничивания такова, что расплавяться не только днища военных кораблей,
Расплавяться сами подлодки.
Какой ум подумал о жизнях человеческих, о самих человеках, о самих людях?!
Какая Наука?! Каким космическим Законом Справедливости, как Регулирующая?!
Какое здесь может быть подчинение какому Президенту уму.?!

Навсегда забудем грязь зомбирующей политики обусловленных умов.
УКРАИНА.. Петр Порошенко был, есть и будет Президентом!!
Эта политическая направленность расширяется и совершенствуется.
Культура Бытия приходит через взаимо действия с Америкой.
Наконец то зарождается настоящая Культура Социума.

Как и настоящее, и проявленное по качествам государственное Отчее.
Настоящего нового СНГ.
Равновесием с ныне Инвольтивным СНГ, государственное Отчее которого Н.Назарбаев, синтезом президентских должностей, кармическим политическим процессом взаимо выворачивания с Петром Порошенко.

Кармическая космическая суть взаимо выворачивания:
Образно,СНГ то Московского Православия, пусть даже Православное, это одно.
Второе, кто из Президентов признал в нем Государственное Отчее периода Перестройки?!
Никто, никто не расширил свободу совершенствования государственых взаимо отношений Социума, с Социумами, никто не поднял выше себя, как и самих себя по предназначению.

Ибо все поспешили признать и обозначить только себя, себя единолично, обрадованные и дорвавшиеся до власти, до материальных благ, как голодные..и сузили развитие Социума в пределы своих обусловленных умов, черепов,
Но только не до культуры государственных отношений и повторили церковно религиозную, буржуазно демоническую,
Но не как истинную божественно царскую.

А значит, Н.Назарбаев точно передаёт ныне всех обусловленных Президентов в НАД ними, в новые государственные отношения, нового государственного Отчего Петра Порошенко, обладающим сиим духовным и нераскрытым духовным опытом Отчего, в новые церковно религиозные отношения Социума, ново обновленным Христианством.
Кармическим политическим процессом духовно кармического Суда.

Только через сей кармический политический процесс возможно безболезненное разуплотнение, размагничивание, урегулирование криминально материального и военно политического конфликта между Рос.Фед. и Украиной и при содействии США, НАТО.

И завязка, увязка в беспредел нынешним состоянием конфликта, как между Президентами и их Республиками и их Правительствами.
А предатели и там и там есть.

Украина, через посвящение Петра Порошенко во своё настоящее святое имя, Предназначение.
Настоящей новой религией отношениями. Обновленным Христианством.

А значит, из политического заблуждения отныне выйдут Оппозиционные силы Республик.
Суть заблуждения на примере Беларуси, Рос.Фед.и во что ныне ложно вводят во внимание весь Социум, как и социум Украины предстоящими Выборами в Президенты.

Смагничивает на переход из цикла в цикл, группирует в Целое, в Закон, Женственность.

Вы же по прежнему фокусируете, централизуете все политические действия на одно единоличным образе.
Во все том же Ал.Лукашенко, во все том же Вл.Путине, во все тех же подобных Президентах.
Очень большое заблуждение, как и сознательно преступные действия всех политическо правительственных структур направленные против Народа, вводить в подобные заблуждения народные массы, их умы, как и само божественное человечество.
Равно как и преступные политические действия самих личностей президентов.
Преступность эго централизации только под свой обусловленный ум, только под своё ограниченное мировоззрение, к чему и сьезжают сами своими мозгами и сужают собой народные умы из за неспособности обновляться.
Глобальное размагничивание ложной эго центрической государственности.

Так ныне и Оппозициям.
Повторность подобных заблуждений, очень разрушительна.
Ибо разрушительная сила повторностей ныне в самих личностях президентов, кармическим процессом синтеза их деятельности, в их повторных шаблонных намерениях.
Так зачем же подставлять свои головы, свои умы, самих себя вместо их.
И как личности лидеров, и как массовость народная,на декрете о тунеядстве в Беларуси,
Что войдёт в равновесии и разновесие с количеством заранее участвующих в выборах.
Размагничивание умов участвующих в Выборах процессом инвольтации..

Ныне группирование в Единство, за пределами уже своих республик в Одно Целое, а водителем нового цикла и перестройки, и материализации перестройки, станет Украина.
Столицей нового цикла перестройки..Киевом.
При ясном, чистом политическом дополнении Континента Америки, Д.Трампом.
Именно Разум, именно здесь и сейчас завоюет Разум, в Радость Свободы, Эволюции.
И по нисходящей криминально инвольтивной своих внутренних миров, умов, Рос.Фед.
В объёмы своих "духоемкостей". Глобальное сжатие, как синтез инвольтивно дополняющих.

Солнышко. Новое Солнышко. Новым Кристаллом Любви Иерархий,
Новые космические энергии, новые целительские энергии.
Как солнышку светить всему и везде.
Мудростью Знаний Кристалла. А значит освященностью материальных знаний.
Освящение, посвящение накопленных материальных знаний, как конкретных действий.
Скорость исполнения которых невероятная!!

Глобальный синтез, как вершина, по самому планетарному высшему,
Равновесием
По самому низшему,инвольтивному,Беларусью, Декретом о Тунеядстве..фокус, точка Заречье.

Но прежде, очень кратко, из духовного урока кармические разъяснения:

" , момент великого ожидания, ожидания бессмертного перехода, есть суть раскрытия порталов для духовно кармического труда...
,.горная местность, магнетизм переплавки, тонкость, высокочастотность духоматерии..
.. передо мною, подо мною, пропасть, огромная пропасть, а внизу, как земная по ущелью дорога...
.. не перейти, не перелететь, не переехать..лишь в духе поднимаются.
..и едущие по земной дороге.
...в ожидании созерцала, наблюдала, как останавливает смерть, через что, и где каждый по своему не достигал или достигал обозначенного рубежа,..
.. и вот среди всей этой массы на огромной скорости мотоциклист, экипировка не простая, как и сам транспорт, может и майбах, но чем ближе к черте, тем тяжелее становился ездок, и тем легче транспортное средство, вот он и совсем потемнел от накопленной тяжести, и все сложнее было лавировать среди погибших, все сложнее обходить препятствия из погибших..так и в жизни, как по трупам идём во имя своей власти, своих материальных благ, и не замечаем, как настигает расплата.
Разновесие, не справляется со скоростью, с новыми энергиями, с управлением,...""

Синтез президентской деятельности Ал.Лукашенко в объёме председателей колхозов, областей, районов и советов и только.
Синтез Столичной деятельность совершенно иной,
И здесь никаких качеств Ал.Лукашенко.
Синтез в том, кого называю государственным Отчим Беларуси, есть Андрей Санников.
Через сей синтез, как переход на качества королевских династий, как переход на новые качества энергий, женственности энергий, восходит, посвящается как госуд.Отчее.

Заречье,. кучка-"комиссия" и председатель сельсовета для внесения в базу данных о тунеядцах.
Равновесием отныне
Открывается настоящая база Инвольтации настоящих дормоедов через непосвященное чиновническое женское,
И Заречьем, и мои личные кармические изложения..
И Ал.Лукашенко, и сельсовет, не учел, что здесь семья подвижницы, Мать и Сын.
Что ни одно женское, особь, впереди меня по своему уму не встанет.
..

Редактирование...

Тюшкевич Петр Иванович — первый международный PRO, ЗМС России по кайтбордингу


— Дата рождения:
16.06.1987
— Рост/вес: 187см/82 кг (в трусах)
— Место жительства: Санкт-Петербург и весь мир
— Когда начал кататься: Первый раз попробовал одностропный квадратный змей, с хвостом еще такой, когда мне было лет 7 наверное, не помню точно.
— Любимый трюк:
Любой трюк, который сделан стильно и с пауэром
— Любимая стойка: 49см между центральными винтами
— Лучшее место катания в мире, куда всегда хочется вернуться: наверное и Тарифа

Как я дошел до такой жизни…

1997 год
Все началось, когда мне было десять лет. У нас есть дача в Зеленогорске, скорей не дача, а серфстанция. Папа там все время катался на виндсерфе, и пытался нас с братом научить. Но тогда не было детской матчасти и мне парус 4.5 (самый маленький, который был) было даже не вытащить из воды! Поэтому я тусовался на берегу. Тогда, чтоб не было скучно, родители купили нам с братом воздушный змей (с двумя ручками, модный, все как надо, но для начинающих). Если бы не мой брат то я до сих пор бы пытался приделать эти чертовы ручки к змею. Он же первый научился пускать его и научил меня. Thanks to my Big Bro. Управлять им я научился довольно быстро, и как выяснилось лет 10 спустя, уже тогда делал ’ы и ’ы. Этот змей долго не выдержал конечно же, сначала я пытался его еще как-то ремонтировать, но вскоре от него совсем уже ничего не осталось. Скажу честно: ”со временем ничего не изменилось. Кайты стали, конечно побольше и посерьезней, но в моих руках они все так же быстро рвутся и ломаются ”.

Затем папа с мамой подарили нам с братом другой змей. Он был раза в два больше меня. Он мог летать в самый слабый ветер. Но однажды я попробовал его попускать в сильный шторм. Меня мотало по всему пляжу, как хомячка. Брату приходилось держать меня за ноги. Чтоб я не улетел. Довольно забавная картина. Уже тогда мы стали соревноваться: кто дальше пролетит ну и всякое такое…

2000 год
С кайтсерфингом я познакомился давно, тогда мы всей семьей ездили на Тарифу каждое лето. Я катался на виндсерфе уже неплохо. И вот однажды, когда дул слабый ветер, и мы все сидели на станции и ждали, я увидел на воде дяденьку, который носился взад и вперед на огромной доске и с палкой в руках, которой он управлял парашютом. Мне такая идея очень понравилась и мы с братом решили попробовать…
Мы вместе окончили курсы для начинающих. Но тогда это было не так просто, как сейчас. Были только двустропные кайты, поэтому их приходилось менять каждые 5 минут, то много, то мало, в общем, в простонародье это называется мастур….., ну вы поняли.

Но, несмотря на все это, нам нравилось, хотя виндсерф оставался все равно на первом месте. Когда папа купил первые кайты (кажется это были Naish AR-3 площадь 3м и 5м), прогресс пошел намного быстрей. Тогда я весил наверное кг 40, может чуть больше, и доска была в два раза выше меня, поэтому 5м кайта хватало даже в слабый ветер.

Одновременно я занимался и другими видами спорта, например 2 года профессионально мотокроссом (был 3 в Питере), катался на скейте, роликах, сноуборде… Мы всегда ездили с нашим очень хорошим другом Алексеем Кашиным, который занимался моим и брата физическим развитием. С ужасом вспоминаю эти утренние пробежки и хождения в зал (Все это делаю и сейчас и намного в большем количестве, просто тогда и представить себе не мог, зачем мне все это). Как я только не пытался отмазываться, развивал фантазию, но “майора Пейна” ничем не возьмешь. Сейчас же я понимаю, насколько все это было важно!

2001 год
Следующие 3 года, когда мы ездили в Тарифу, я все еще продолжал кататься на винде, но все чаще и чаще мы пробовали кайт. Иногда даже получалось зарезаться. В тот год я выиграл чемпионат России по wakeboard’у и увидел кайт-видео “awake”. Меня оно так впечатлило и вдохновило, что я решил всерьез научиться кататься. Я стал кататься на вейковой доске. В то время даже в Тарифе на воде каталось человек десять, наверное, поэтому, когда люди видели меня и брата на воде, они сильно удивлялись.

Мода катания на вейке с кайтом прошла довольно быстро, но она не закончилась, многие катаются на вэйках и по сей день. Примерно через год и люди стали кататься на twintip’ах, но более коротких. Мода на короткие доски только начиналась. Мне хотелось, чтобы у меня была самая короткая доска. Поэтому мы заказали у одного тарифского шейпера доску: это был обрубок 95 см и без плавников. Эта доска мне безумно нравилась. Она была самая короткая на пляже. Тогда же я получил первую спонсорскую поддержку: шейпер, который сделал мне эту доску, однажды увидел на воде меня, и видимо удивился, что я неплохо зажигал на его творении. Он подловил меня на пляже и сказал, что подарит мне лайкру с надписью этой фирмы, если я в ней буду кататься. Я был безумно счастлив и горд! До сих пор вроде где-то валяется, наверное сейчас даже до сисек будет не натянуть:)

А тем временем количество кайтеров на воде все увеличивалось и увеличивалось. Спорт стремительно развивался и становился все интересней и интересней: совершенствовалось оборудование, появлялись новые кайты, новые формы досок, новые трюки…

2002 год
Это был первый год, когда мы всей семьей решили поехать зимой куда-либо в жаркую страну (обычно мы ездили зимой кататься на сноубордах, а летом на винсерфе или кайте). Это была . Я катался уже чаще на кайте, чем на виндсерфе. Только, когда дул слишком сильный ветер, или была идеальная волна, я катался на винде. Брат мой тоже уже неплохо катался, но предпочтение отдавал доске с парусом. В том месте, где мы катались, проходили соревнования, и я решил поучаствовать. Это были не столько соревнования, сколько фестиваль, поэтому все было больше fun. Так что вечером все участники и судьи напились, и никто даже не знал своих результатов, это было и не важно. Вот такое вот боевое крещение, не совсем удачное, но все же. Я смог выделиться и меня напечатали в Австралийской газете. С тех пор заболел звездной болезнью, шутка:) Я стал серьезней относиться к кайту и хотел выступить на Российских соревнованиях.

2003 год
К ним я готовился все лето. Мы с папой и братом смогли уговорить маму пропустить пару школьных дней и поехать на соревнования в Анапу. У нас с братом на тот момент был одинаковый уровень, но выступить у меня получилось лучше, может быть, потому что я раньше выступал во многих разных соревнованиях…

Я выиграл первую серию, обыграв в финале, непобедимого Дмитрия Забулу. После чего нам нужно было срочно лететь обратно, в школу. Вторая серия состоялась без нас. Но для меня это было не важно. Я твердо решил для себя однажды выиграть чемпионат России.

2004 год
Кататься круглый год не получалось. Школа. Поэтому мог тренироваться только во время каникул. Готовился целый год…

2005 год
Первый этап в Хургаде я выиграл со значительным преимуществом, после чего решил себя попробовать на Чемпионате мира. Конечно же, я был к нему не готов, и ребята катались намного лучше меня. Этот проигрыш отрезвил меня и вернул на землю после недавней победы на нашем чемпионате. Теперь я знал к чему стремиться. В 2005 году я выиграл все Российские этапы. А так же некоторые маленькие соревнования, такие как: Чемпионат Маврикия, или Барбадоса. Я всегда принимал участие даже в самых незначительных соревнованиях, набирая соревновательный опыт. Могу сказать, что до сих пор не набрал его достаточно, чтоб спокойно выступать на чемпионате мира.

Однажды я участвовал в любительских соревнованиях на Маврикии. Я был явным фаворитом но занял последнее место, потому что решил выпендриться и сделать сразу же slimchance. В итоге я не перехватил планку и упал, все стропы запутались и оставшуюся часть заезда я, со слезами на глазах, пытался все распутать и запустить кайт, пока мои соперники ездили рядом и прыгали dead men и one foot. На таких соревнованиях и поражениях очень хорошо учишься, как бы обидно это не было…

2006 год
Я окончил школу и поступил в университет. Не уверен, что это было правильное решение… Лекции – отличное место, где можно побыть наедине со своими мыслями: хорошо обдумать, как же все-таки лучше закинуть ноги наверх, чтоб было проще перехватить и приземлить Front :) Кайт – это единственное, что было у меня в голове на тот момент, и я понял, что сидя за партой я все дальше и дальше отдаляюсь от своей цели – PKRA. Professional Kiteboard Riders Association – самая престижная версия кайтовых соревнований. Большое спасибо родителям, которые смогли понять меня и поддержать, и Алексею Кашину (моему тренеру) за поддержку.

Я ушел из универа и уехал на . Мы с Алексеем поехали вместе. Много тренировок на берегу и много часов на воде. Но самое главное это то, что мне все больше и больше хотелось кататься. Чем больше катался, тем больше хотелось. Причем в кайте мне нравилось все: от вейврадинга и вейкстайла до смачных уборок. От постоянного катания стремительно рос уровень катания и… количество травм. С каждой поездкой все больше уделялось времени на физическую подготовку и растяжки.

Сезон начался довольно успешно. Февраль – уверенная победа на открытом этапе чемпионата России в Египте. После чего мы сразу поехали готовиться к первому этапу чемпионата Мира в Венесуеле. Задача была попасть в десятку.

Май. PKRA. Неожиданная победа на чемпионате мира по слайдерам. Я чемпион мира… осознать это я никак не мог… Но все равно это не то, к чему стремились. Приятно конечно, но перила есть перила — это не freestyle. Но все же на этом этапе мне удалось попасть в почетную десятку лучших и занять 9 место. Ура!

To be continued……

Меня поддерживают:
Больше всего хочу поблагодарить родителей за поддержку и понимание, а так же тренера и хорошего друга Алексея Кашина (см. фото) за помощь в достижении моих целей, большая часть достигнутых результатов – его.

Законами кармы,воплощений-перевоплощений;
=группирование карело-финского пространства в размыкание Пределов- Границ на карме и качествах святого Арсения Коневецкого-Коневского, образованием фокуса сего Затомиса по Д.Андрееву.
А значит, процесс размыкания периода обусловленности не только на земле,а образно, и на небе, смена кармического содержания, кармического покрова, он же и есть покров святой богородицы, кармический звездный узор судьбы, не только эго- одной обусловленной личности, а и всего того живого природного, составляющего данный жизнепоток, на качествах чисто женского, чисто мужеского сего пространства, жреческо отчих, жреческо материнских начал, взаимо дополняющих, на путях матери и сына, отца и дочери,=

Преображение стихиалей, и в стихиалях преображение нашего простого физического тела, простой материальной плоти, обусловленой,= женственность стихиалей, как и слияние вод, воды преображения, мужественность=

Плавное взаимо разминовывание со Марией Ганиной, как по восходяще-нисходящему процессу иерархиями, и всем тем, что представляет она собой земным планом, философией, как школой, учением, фокусом творческого слова=точка Питер=

Святого творческого слова не рождено пространством, не только, как принципом сына, зрелого принципа сына-закона кармы, но и жреческо отчим,=равно, как и в обьеме государственности,

Можно быть умным политиком, но при этом, никогда не стать Правителем, никогда им не быть= что имеем и сегодня, как ложная смешанность государственной деятельности,
-Вл.Путиным-предел политика, неосветленого ума политика, и ложная ступень,неразделенная, Правителя, в данном случае президента, отсюда, кармические политические разминовывания со П.Порошенко, ибо здесь качества госуд.жреч.отчего=Правителя=
, и где, на каком уровне правления обозначается должность президента, что успокоит демонические умы к тяготению ко власти-названию; на какую ступень преображения, переориентации, видимой, реальной, конкретной надлежит встать В.Путину, как государственному деятелю,

Глубина искренности подвижника, глубина чистого разделения по качествам, воспринимается обусловленным эго-я, на "высоте" чиновничьего долженствования, как простодушие, глуповатость, и в разряд некоего сословия, величия, возводится искра демонического семени ума-хитрость-, ложно смешиваемая со чистым умом, и ложно выдаваемая всецело за =УМ=,что несомненно явится кармическим грузилом вниз, в инвольтацию, в повторное перестраивание, но уже при других природно-кармических условиях=
=так отслаивается и целая народность, группы=как ложные сверхнароды.Так ныне точка размыкания, как высвобождение-восхождение, т.е.воссоединение ныне живущего человечества со своими же родными за-небесными, не как умершими, поминаемые нами бесконечно, а как живо-живым жизнепотоком продвигаемые по стезе эволюции.

Сложно излагать духовно-кармический труд, гармонии здесь у меня нет, на поверхности, среди обусловленного общества=
=церковно-религиозное соприкасание,=знаний,что есть подвижник,посвященный, не проявлено, испытания проявляют, как всецело и единственная духовность, все остальное неприемлимо, чуждо=во всем одно-мужское подчиняющее, закрепощающее, на уровне принципа сына, и даже это отвергается, а просто мужчины=служителя,
= токов, дыхания женско-материнского совершенно нет, пустое, сухое название церкви==и посвящает, и ведет духовный,тонкоматериальный план человечества земли, и как дополняющее приходишь туда, где кармическая необходимость, взаимо=,равновесием, и со планами сознания,=но эгрегориальная, и кармическая упакованность ослепляет.

Подвижники, посвященные=размагнитчики каменных знаний==
=Творческое, святое слово-речь==в жреческо отчем===живым воплощением качеств святого Арсения, кармически чисто откристаллизованных в пространстве за период, чисто разделенных по качествах, не спресованных в одном и том же эго, не спресованных церковно-религиозным почитанием и снова направляемым во все то же кружение смерти-рождения, ныне это полное космическое раздробление, разрушение, сложнейшая космическая кармическая переделка, переработка, исчезновение из истории бытия, вместо преображения, а вместе с ним и почитающих, и пространства=и того государственного устройства, что откристаллизованно этими духотворцами, ибо повторно в церковно-религиозные сети не идут,
=магнит -ядро живой кармической реакции, подобен, как и крымо- татарскому, еще не оживленному, не преображенному==
=плечом к плечу, живой разумной силой юных по духовному опыту, но мужеско зрелых,
== живой стеной со жреческо материнским воскреснут жреческо отчие=

Мария Полковникова «Мария Петровых»

«НАЗНАЧЬ МНЕ СВИДАНЬЕ НА ЭТОМ СВЕТЕ…»

Сама Мария Сергеевна говорила о себе в стихах так:

Ни ахматовской кротости,
Ни цветаевской ярости –
Поначалу от робости,
А позднее от старости.

Не напрасно ли прожито
Столько лет в этой местности?
Кто же всё-таки, кто же ты?
Отзовись из безвестности!…

Не было у этого поэта действительно ни ахматовской кротости, ни цветаевской ярости. (Да, кстати, такой ли кроткой была Анна Андреевна Ахматова? Во всяком случае, из многочисленных свидетельств современников она предстает перед нами совсем иной).
У Марии Петровых была и своя особая кротость и своя сдержанная ярость, неизбывная страстность, клокочущая где-то в глубине и покоряющая читателя. Но у поэта хватило сил своей исступлённостью овладеть и ввести её в строгое русло.
В Цветаевой же, по собственному признанию Марины Ивановны, было больше реки, чем берегов.
У М.С. Петровых берегов было больше. Н.С. Гумилёв когда-то заметил, что подавленная чувственность прекрасна, что это совсем не то, что отсутствие чувственности. Одно из стихотворений М.С. Петровых Ахматова считала величайшим шедевром любовной лирики ХХ века:

Назначь мне свиданье на этом свете.
Назначь мне свиданье в двадцатом столетье.
Мне трудно дышать без твоей любви.
Вспомни меня, оглянись, позови.
……………………………………………………………
Назначь мне свиданье у нас на земле,
В твоем потаённом сердечном тепле.
Друг другу навстречу по-прежнему выйдем,
Пока ещё слышим,
Пока ещё видим,
Пока ещё дышим,
И я сквозь рыданья
Тебя заклинаю: назначь мне свиданье!
Назначь мне свиданье, хотя б на мгновенье,
На площади людной, под бурей осенней,
Мне трудно дышать, я молю о спасенье…

Здесь нет наигранного пафоса, на котором часто выезжают поэты. Обескураживающая искренность, тем более впечатляющая, что из неё чувством большого поэта удалена водянистая сентиментальность. И вот этого замечательного автора у нас знают очень немногие читатели.
Она удивительно пренебрежительно относилась к публикации своих стихов. Поэт, которого уважали и высоко ставили не только Ахматова, но и А.А. Тарковский, и Б.Л. Пастернак, и многие другие авторитетные ценители, в V томе Краткой Литературной Энциклопедии предстаёт миру, увы, только в качестве переводчика многочисленных стихотворений поэтов народов СССР и редактора книг этих переводов.
Скажем сразу, что и редактором, и переводчиком она была Божьей милостью, сумела заставить себя жить этим трудом по самому высокому счёту. Следует попутно заметить, что из всех литературных профессий работа поэта-переводчика самая трудная, сложная и неблагодарная. С подобной оценкой переводческого труда был всегда вполне согласен С.Я. Маршак.
О.Э. Мандельштам, не любивший заниматься стихотворным переводом (хотя и приходилось!), считал, что в переводах утекает собственная поэтическая энергия. Он ехидно замечал Пастернаку: «Борис Леонидович, после твоей смерти останется тоненькая книжка стихов и тринадцать томов переводов». (Мандельштам ошибся. Стихов от Пастернака осталось не так уж мало, а переводы, среди которых немало шедевров, не собраны до сих пор).
Но вот М.С. Петровых с полной самоотдачей работала над поэтическими переводами много лет. Среди них были и армянские, и польские, и болгарские стихи и многое другое. А собственные её стихи лежали в столе.
Поэт Яков Хелемский в своих воспоминаниях рассказывает, что когда В.К. Звягинцева почти потеряла зрение и не смогла, как прежде, проявить свою неуёмную энергию, он взялся помочь ей не только составить книгу стихов, но и успешно пробить её в издательских лабиринтах.
Звягинцева и Петровых были подругами, обе любили Армению и переводили армянских поэтов. Но когда Хелемский предложил такую помощь М.С. Петровых, она с негодованием отвергла его предложение и долго сердилась на коллегу: «Вера – другое дело, Вера – больной, беспомощный человек, а я – с какой стати?»
Поэтом она была политически нейтральным, никакой диссидентуры в её стихах никогда не было. Разве только в 1973 году были написаны стихи, найденные позже в её бумагах, которые тогда, конечно же, не могли быть опубликованы:

Не льётся больше кровавых рек,
Не снится больше кровавый бриг,
Но разве я человек?
Струится кровь, но тайком, тайком,
И не рекою, а ручейком.
О ком горевать, о ком?
О ком – я знаю наперечёт,
И умолкаю, а кровь течёт,
И вот я почти одна,
Но всё ж не напрасно,
Не зря живу.
Я жертвы великие назову,
Великие имена.

Неправда ли, это перекликается с пастернаковским: «Душа моя, печальница о всех в кругу моём, ты стала усыпальницей замученных живьём».
А в остальных стихах ничего подобного не было, но она боялась ходить по редакциям, нарываться на глупость, безразличие, стеклянные чиновничьи глаза, боялась, что её, поэта Божьей милостью, посмеют править безграмотные наглецы.
Не все же (ох, не все!) были такими редакторами как она сама, не у всех было такое понимание своей высокой миссии:

Такое дело: либо – либо…
Здесь ни подлогов, ни подмен…
И вряд ли скажут мне спасибо
За мой редакторский рентген.

Борюсь с карандашом в руке.
Пусть чья-то речь в живом движенье
Вдруг зазвучит без искаженья
На чужеродном языке.

Доверяла она энергии и вкусу Левона Мкртчяна, заботами которого вышла её книга «Дальнее дерево» (1968) в Ереване, в издательстве «Советакан грох». Половину книги занимала армянские переводы, но всё же в ней было много оригинальных стихотворений поэта. Вышедшая небольшим тиражом, книга мгновенно стала библиографической редкостью. Увы, это была её единственная прижизненная книга. Другие вышли посмертно.
Теперь понятно, почему в Краткой Литературной Энциклопедии поэта Марии Петровых нет. Журнальные публикации тоже были редкими, хотя писать она начала с юных лет. Вот, например, стихи 1927 года, в которых есть ещё установка на некий метафорический экспрессионизм.

Когда настанет мой черёд,
И кровь зелёная замрёт,
И затуманятся лучи –
Я прочеркну себя в ночи.

Спугнув молчанье сонных стран,
Я кану в жадный океан.
Он брызнет в небо и опять
Сомкнётся, новой жертвы ждать.

О звёздах память коротка:
Лишь чья-то крестится рука,
Да в небе след крутой дуги.
Да на воде дрожат круги.

А я, крутясь, прильну ко дну,
Солёной смерти отхлебну.

Может быть, именно потому, что Мария Петровых занималась армянской поэзией, раньше других её оценили в Армении. Страстным пропагандистом стихов Петровых стал поэт Рачия Кочар. Именно от него на фронте в период Отечественной войны впервые услышал уже упомянутый нами Я. Хелемский стихи совсем молодой М. Петровых (1929 года), в которых уже чувствуется её сложившаяся манера:

Папоротник изнемог,
Он к земле приник, дрожащий…
Зря крадётся ветерок
В разгремевшиеся чащи.

Он – к своим. Но где они?
Я молчу, спастись не чая:
Беспощадны соловьи,
Пламень сердца расточая.

В том же разговоре была упомянута и поэма о Карадаге. Оказывается, Мария Сергеевна побывала в Коктебеле в 1930 году, то есть ещё при Волошине, и была знакома с Максимилианом Александровичем. У неё есть стихотворение «Акварели Волошина». Под этим стихотворением больше всего поражает дата, а именно – 11 августа 1932 года. В этот день умер Волошин. Как могла М.С. Петровых узнать об этом в Звенигороде в тот же день? Телепатия? Впрочем, о смерти в стихотворении ничего нет, но какое-то предчувствие, лёгкое дыхание тревоги всё-таки есть:

О, как молодо водам под кистью твоей,
Как прохладно луне под спокойной рукой!..
Осиянный серебрянной сенью кудрей,
Возникал на лице вдохновенный покой.

Я всем телом хотела б впитаться туда,
Я забыла б свой облик за блик на песке.
Легкий след акварели, сухая вода,
Я жила бы на этом бумажном листке.
…………………………………………………………
Ты заблудшую душу отчизне верни,
Дай мне воздухом ясным проникнуть везде.
И, забыв про земные недолгие дни,
Я узнаю бессмертье на легком листе.

Насколько мне известно, больше в Коктебеле Мария Сергеевна никогда не бывала.
Всю жизнь её любовью была армянская земля.

На свете лишь одна Армения,
Она у каждого – своя.
От робости, от неумения
Её не воспевала я.

Но как же я себя обидела –
Я двадцать лет тебя не видела.
Моя далёкая, желанная,
Моя земля обетованная!
……………………………………
Орлы Звартноца в камень врублены,
Их оперенье – ржавый мох…
О край далёкий, край возлюбленный,
Мой краткий сон, мой долгий вздох…

О Марии Сергеевне нет ни книг, ни сколько-нибудь обстоятельных статей. Поэтому в основном приходится опираться на воспоминания друзей и близких, напечатанные в армянском издании заботами того же Левона Мкртчяна.
Из воспоминаний сестры поэта, Екатерины, мы знаем, что их отец Сергей Алексеевич Петровых был инженером-технологом и работал на фабрике «Норская мануфактура» под Ярославлем. Там был такой чистый воздух у реки, что прачки зимой расстилали простыни в огороде на снегу. Эта снежная чистота в чём-то определила тон поэзии М.С. Петровых.
Детей в семье было пятеро, Маруся была младшим ребёнком и всеобщей любимицей. Училась она в Москве, в странноватом заведении, основанном Брюсовым (здесь учили на поэтов, как будто этому можно выучить). Впрочем, преподавательский состав был великолепный: Н. Гудзий, М. Цявловский, Л. Гроссман, И.Н. Розанов – всех не перечислишь. Этот Литературно-художественный институт вскоре был закрыт, и доучивалась М.С. Петровых на Высших государственных литературных курсах. Слушали студенты своих преподавателей по младости и легкомыслию не слишком, зато стихи писали с охотой.

Мы начинали без заглавий,
Чтобы окончить без имён.
Нам даже разговор о славе
Казался жалок и смешон.

Я думаю о тех, которым
Раздоры вечные с собой
Иль нелюбовь к признаньям скорым
Мешали овладеть судьбой.

О её семейной жизни нам известно мало: она потеряла друга, мужа и брата, но когда и при каких обстоятельствах – не знаем. Удивительны стихи о её дочери, датированные 1937–1938 годами.

Когда на небо синее
Глаза поднять невмочь,
Тебе в ответ, уныние,
Возникнет слово: дочь.
…………………………………
Тебя держать, бесценная,
Так сладостно рукам.
Не комната – вселенная,
Иду – по облакам.

И сердце непомерное
Колышется во мне,
И мир, со всею скверною,
Остался где-то, вне.

Она вообще, видимо, не любила говорить о себе. Всё, что считала нужным, необходимым, было ею сказано в стихах. Была она живою, страстною женщиной и любила многих.

Не взыщи, мои признанья грубы,
Ведь они под стать моей судьбе.
У меня пересыхают губы
От одной лишь мысли о тебе.

Воздаю тебе посильной данью –
Жизнью, воплощенную в мольбе,
У меня заходится дыханье
От одной лишь мысли о тебе.

Не беда, что сад мой смяли грозы,
Что живу – сама с собой в борьбе,
Но глаза мне застилают слёзы
От одной лишь мысли о тебе.

Хотя в любви она была исполнена жертвенности и самозабвения, но давать себя в обиду была отнюдь не склонна. Это ярко сказалось в таких шутливых стихах:

Жил тигрёнок, числясь в нетях,
Это хитрому с руки,
Чтоб забыли: в лапках этих
Подрастают коготки.

Если будут люди трогать,
Мучить или целовать –
Покажи точёный коготь,
Раз и навсегда отвадь.

Пусть летит тебе вдогонку
Восхищенье и хула.
Выходить пора тигрёнку
На серьёзные дела.

А вот уж куда как всерьёз:

– Но в сердце твоём я была ведь? – Была:
Блаженный избыток, бесценный излишек…
– И ты меня вытоптал, вытравил, выжег?..
– Дотла, дорогая, дотла.

Какой угодно мудрый поэт всё равно ведь ещё и человек, тем более если это женщина. Иногда ей доводилось любить явно не тех, она хорошо понимала это и всё-таки:

Развратник, лицемер, ханжа…
От оскорбления дрожа,
Тебя кляну и обличаю.
В овечьей шкуре лютый зверь,
Предатель подлый, верь не верь,
Но я в тебе души не чаю.

Или уже в 50-е годы:

Я равна для тебя нулю.
Что о том толковать, уж ладно.
Всё равно я тебя люблю
Восхищённо и беспощадно.

И слоняюсь, как во хмелю,
По аллее неосвещенной,
И твержу, что тебя люблю
Беспощадно и восхищённо.

Новый импульс её творчеству дала война: «Лишь в грозный год народных бедствий / Мы осознали нашу цель». Но её стихи о войне не похожи на стихи других поэтов. Так в начале 40-х годов писать было не принято:

Проснёмся, уснём ли – война, война.
Ночью ли, днём ли – война, война.
Сжимает нам горло, лишает сна,
Путает имена.
……………………………………………….
Восходы, закаты – всё ты одна.
Такая тоска ты – война, война!
Мы знаем, что с нами
Рассветное знамя,
Но ты, ты проклятье, – темным-темна.

В 1942 году были написаны стихи:

Я думала, что ненависть – огонь,
Сухое, быстродышащее плямя,
И что промчит меня безумный конь,
Почти летя, почти под облаками…
Но ненависть – пустыня. В душной, в ней
Иду, иду, и ни конца, ни краю,
Ни ветра, ни воды, но столько дней
Одни пески, и я трудней, трудней
Иду, иду, и, может быть, вторая
Иль третья жизнь сменилась на ходу.
Конца не видно. Может быть, иду
Уже не я. Иду, не умирая.

В эвакуации она была в городе Чистополе, куда съехался почти весь Союз писателей: там были и Б. Пастернак и Л.К. Чуковская. Только Марине Цветавой не нашлось там места.
По-разному жили люди в этом городе, и людям он запомнился по-разному. Стихи Марины Петровых датированы 1943 годом, скорее всего, уже после возвращения, тем более, что написаны они в прошедшем времени.

Если б не росли могилы
В дальнем грохоте войны,
Как бы я тебя любила,
Город, поневоле милый,
Город грозной тишины!
Годы чудятся веками,
Но нельзя расстаться нам –
Город Чистополь на Каме,
На сердце горящий шрам.

Каждый из больших поэтов писал по-своему о том, как к нему приходят, как в нём рождаются стихи, но голос Марии Петровых не теряется в этом высоком хоре. Хочется привести её стихотворение целиком:

Какое уж тут вдохновение – просто
Подходит тоска и за горло берёт,
И сердце сгорает от быстрого роста,
И грозных минут наступает черёд.
Решающих разом – петля или пуля,
Река или бритва, но наперекор
Неясное нечто, тебя карауля,
Приблизится произнести приговор.
Читает – то гневно, то нежно, то глухо,
То явственно, то пропуская слова,
И лишь при сплошном напряжении слуха
Ты их различаешь едва-едва,
Пером неумелым дословно, построчно,
Едва поспевая, ты запись ведёшь,
Боясь пропустить иль запомнить неточно…
(Петля или пуля, река или нож?..)
И дальше ты пишешь, – не слыша, не видя,
В блаженном бреду не страшась чепухи,
Не помня о боли, не веря обиде,
И вдруг понимаешь, что это стихи.

Неправда ли, одного этого стихотворения достаточно, чтобы плениться удивительным талантом Марии Сергеевны и безоговорочно признать её настоящим поэтом самой высокой пробы?!
Утрат и потерь в её жизни хватило, но говорит она об этом скупо и сдержанно, даже в форме безукоризненного сонета:

Судьба за мной присматривала в оба,
Чтоб вдруг не обошла меня утрата.
Я потеряла друга, мужа, брата,
Я получала письма из-за гроба.

Она ко мне внимательна особа
И на немые муки торовата.
А счастье исчезало без возврата…
За что, я не пойму, такая злоба?

И всё исподтишка, всё шито-крыто.
И вот сидит на краешке порога
Старуха у разбитого корыта.

– А что? – сказала б ты. – И впрямь старуха.
Ни памяти, ни зрения, ни слуха.
Сидит, бормочет про судьбу, про Бога…

Это – 1967 год. Марии Сергеевне уже 59 лет. Кстати, в этом сонете отчасти прослушивается интонация Арсения Тарковского. Этого поэта, тоже долго не выходившего к людям, она высоко ценила, и это он сказал о ней проникновенные слова: «У неё слова загораются одно от другого, соседнего и свету их нет конца. Тайна Марии Петровых – тайна обогащённого слова».
Несколько лет назад поэт и переводчик Поэль Карп засвидетельствовал в «Литературной России», что Мария Сергеевна была глубоко религиозным человеком: «Ей казалось, что совесть обретает в вере подспорье. Но она соглашалась, что вера сама по себе не дает никаких гарантий. О проходившей мимо девушке, надевшей крест поверх платья, М.С. Петровых сказала: «Она хочет наладить с Богом связь, как с влиятельным лицом, который потом по знакомству поможет, и наперед демонстрирует, какие у нее знакомства. А Богу видно не крест на платье, а душу».
Когда П. Карпа во время одной дискуссии о переводе стихов в журнале «Звезда» заклевали за то, что он назвал статью религиозным термином «Преображение» (и заклевал-то порядочный человек, имени которого из уважения к нему я называть не стану), Мария Сергеевна сказала ему: «Если бы это было так, я бы порадовалась за вас».
Но Поэль Карп атеист, так что и ругали его и утешали совершенно зря.
Бенедикт Сарнов говорил о стихах Петровых: «Стихи М.П. замечательны прежде всего присутствием в них вот этой самой внутренней задушевности, неотступной потребности высказаться».
Может быть, наиболее глубоко М.С. Петровых высказала это в стихотворении «Дальнее дерево». Недаром Л. Мкртчян выбрал название этого стихотворения для всей составленной им книги:

От зноя воздух недвижим,
Деревья как во сне.
Но что же с деревом одним
Творится в тишине?

Когда в саду ни ветерка,
Оно дрожмя дрожит…
Что это – страх или тоска,
Тревога или стыд?

Что с ним случилось? Что могло б
Случится? Посмотри,
Как пробивается озноб
Наружу изнутри.

Там сходит дерево с ума,
Не знаю почему.
Там сходит дерево с ума,
А что с ним не – не пойму.

Иль хочет что-то позабыть
И память гонит прочь?
Иль что-то вспомнить, может быть,
Но вспоминать невмочь?

Трепещет, как под топором,
Ветвям невмоготу, –
Их лихорадит серебром,
Их клонит в темноту.

Не в силах дерево сдержать
Дрожащие листки.
Оно бы радо убежать,
Да корни глубоки.

Там сходит дерево с ума
При полной тишине
Не более, чем я сама
Оно понятно мне.

Уже цитированный мною Сарнов продолжает так: «Мы так истосковались по стихам, в которых была бы значительная подлинность переживания, что мы поневоле ценим каждое подлинное, живое, искреннее движение души, запечатлённое в слове».
Один мудрый человек как-то не без иронии заметил, что поэты нарочно мутят воду, чтобы казаться глубже.
Но Мария Петровых идёт прямо на предмет, честно выражая правду своей души.

Одно мне хочет сказать поэтам:
Умейте домолчаться до стихов.
Не пишется? Подумайте об этом
Без оправданий, без обиняков.
Но дознаваясь до жестокой сути
Жестокого молчанья своего,
О прямодушии не позабудьте,
И главное – не бойтесь ничего.

Это – 1971 год. Ей самой не всегда писалось, и в 1974 году в дневнике возникает такая запись: «Господи, помоги мне. Пусть будут стихи – столько раз слышала их, сквозь меня, сквозь сердце шли потоком – только записать, а лень мне было встать, взять тетрадку – думала – не забуду, запишу. А теперь – столько месяцев молчание – глухое, мёртвое. Господи, дай мне услышать!»
Анатолий Гелескул, прекрасный переводчик Ф.-Г. Лорки, назвал стихи М. Петровых «живорождёнными». Но ведь это может быть не всегда! Нельзя запланировать чудо: оно потому и чудо, что возникает в нас помимо нашей воли, и тогда его уже не удержать, оно рвется наружу.
А вот о её полном безразличии к славе мне говорить уже доводилось: она не только не стремилась к ней, но и отталкивала её. Иные стихотворцы только ради пресловутой славы и пускают свои сомнительного достоинства пузыри, а Петровых, хорошо зная цену своему дару, просто удивляла своих современников.
Её подруга Вера Звягинцева так писала о ней:

Покажись безымянное чудо!
Что ты так притаилась одна?
Ты откуда такая, откуда,
Что и слава тебе не нужна?

В нелёгкие годы поэт замыкается в себе, только так удаётся выдержать тяжкое испытания.

На миру, на юру
Неприютно мне и одиноко.
Мне б забиться в нору,
Затаиться далёко-далёко.

Время для любых стихов – и для её, конечно тоже, – долгое время было крайне неблагоприятным. В одном стихотворении Мария Сергеевна пишет: «Свой дар зарыла в землю… Для этого ль, затем ли я здесь была, друзья!»
Но как бы противореча самой себе, она создает чеканные строчки, не опубликованные при её жизни:

И вы уж мне поверьте,
Что жизнь у нас одна,
А слава после смерти
Лишь сильным суждена.

Не та пустая слава
Газетного листка,
А сладостное право
Опережать века.
……………………….
Один лишь труд безвестный –
За совесть, не за страх,
Лишь подвиг безвозмездный
Не обратился в прах.

Как бы продолжая стихи любимого поэта, Яков Хелемский написал строки в том же ритме и интонации:

Так, выходя из тени,
Вдруг излучает свет
Своё предназначенье
Исполнивший поэт.

Воистину так!
Виктор Рутминский

25 декабря 2017 г. исполнилось 100 лет со дня рождения уникального советского и российского ученого, специалиста в области философии и теории войны и мира, военной социологии, философских и методологических проблем военной истории, строительства, развития Вооруженных Сил и военной безопасности генерал-майора Тюшкевича Степана Андреевича.

Родился герой нашего времени в деревне Мингитуй Куйтунского района Иркутской области в большой и дружной крестьянской семье. Родители Степана Андреевича – Андрей Иванович и Екатерина Григорьевна – воспитали пятерых детей. Двое из четырех сыновей погибли на полях сражений Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., защищая Родину от немецко-фашистских захватчиков: Василий – в 1942 г. под Сталинградом и Прокопий – в 1944 г. в районе Бреста. Третий по возрасту из всех детей – Степан, прошел всю войну и остался жив.

Еще в ранней юности проявились замечательные качества его личности: целеустремленность, усердие, сила воли, незаурядные способности, позволившие ему в 1935 г. окончить десятилетнюю среднюю школу в г. Красноярске с отличием. В 1941 г. Степан Андреевич окончил Ленинградский электротехнический институт имени В.И. Ульянова (Ленина) по специальности электрооборудование артиллерийских установок и береговых оборонных сооружений, и также с отличием. По распределению из института работал инженером-электриком-конструктором на Ленинградском металлическом заводе имени И.В. Сталина.

В предвоенные годы семья Тюшкевич и лично Степан Андреевич мужественно прошли испытание необоснованных обвинений и преследований в ходе политических репрессий. Это не только закалило характер Степана Андреевича, но и позволяет ему сегодня объективно оценивать данное явление в истории нашего Отечества, нести правду новым поколениям граждан России.

С началом Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Степан Андреевич добровольцем ушел на фронт. В октябре 1941 г. ему присвоено воинское звание младший политрук, в феврале 1942 г. – политрук, в июне 1942 г. – старший политрук, а в ноябре 1942 г. он становится капитаном. Воевал в 3-й гвардейской дивизии народного ополчения, затем в 44-й стрелковой, 64-й и 114-й гвардейских стрелковых дивизиях на Ленинградском, Волховском и 3-м Украинском фронтах. В воинских частях, где проходил службу, занимал должности ответственного секретаря бюро ВЛКСМ, комиссара и заместителя командира по политической части. Свою первую награду – медаль «За отвагу» получил в боях за Тихвин. Участвовал в снятии блокады Ленинграда, освобождении Прибалтики. Воевал самоотверженно, не жалея себя. В боях с врагом трижды был ранен в 1941, 1942 и 1945 годах. Закончил войну в марте 1945 г. под Веной. Позднее, находясь в госпитале после ранения, встретил Великую Победу.

После окончания войны Степан Андреевич собирался вернуться к мирной жизни, но судьба распорядилась иначе – и он продолжил военную службу. В июле 1945 г. назначен заместителем командира по политической части 138-й отдельной пушечно-артиллерийской батареи 78-го укрепрайона Закавказского фронта, затем 12-й пулеметно-артиллерийской бригады Закавказского военного округа (ЗакВО). В 1948–1955 гг. служит пропагандистом в политотделах воинских частей ЗакВО, Центральной группы войск и Беломорского военного округа. В то же время, почувствовав интерес к философской науке, он открыл новые грани своей личности. Много размышлял и записывал свежие, интересные мысли, что, разумеется, только помогало ему по службе.

Очевидно, с этого времени, учитывая афоризм Теренция – «Нет такой мысли, которая не была бы уже кем-то высказана», – Степан Андреевич придерживается четкого правила и исповедует его своим ученикам: прежде, чем признать умозаключение своей мыслью, необходимо убедиться не была ли она уже высказана кем-то прежде .

Большая работоспособность и необычайно сильная тяга к знаниям, как и большинства бывших фронтовиков, позволили Степану Андреевичу совмещать службу с учебой в Военно-политической академии имени В.И. Ленина, которую он окончил в 1952 г. экстерном. В июле 1947 г. ему присвоено воинское звание майор, в июне 1952 г. – подполковник, в феврале 1958 г. – полковник. В 1955 г. он поступает в адъюнктуру Военно-политической академии имени В.И. Ленина, после окончания которой и успешной защиты кандидатской диссертации (1959 г.) назначается преподавателем, а затем – старшим преподавателем кафедры философии академии. Плодотворная военно-педагогическая и научно-просветительская деятельность Тюшкевича С.А. дала свои первые научно-педагогические ростки и в октябре 1961 г. ему присваивается ученое звание доцент по кафедре диалектического и исторического материализма.

С марта 1968 г. Степан Андреевич не менее плодотворно трудится в недавно созданном (ноябрь 1966 г.) Институте военной истории МО СССР. Он занимает должности: начальника отдела – заместителя начальника управления, затем начальника управления, заместителя начальника редакции «История Второй мировой войны» – главного редактора. К истории разработки данного фундаментального многотомного труда относится происхождение еще одной мудрости Степана Андреевича: в интересах государственного дела нужно находить в себе мужество дать понять даже самому высокому начальнику, что он обладает лишь односторонней, а значит недостаточно достоверной информацией .

Ученик и сподвижник основателя Института члена-корреспондента Академии наук СССР генерал-лейтенанта П.А. Жилина Степан Андреевич становится доктором философских наук (3.10.1969 г.) и профессором по специальности «военная история» (14.10.1970 г.), а в мае 1976 г. ему присвоено воинское звание генерал-майор.

В Институте Степан Андреевич проявил себя как талантливый и активный исследователь методологических и общих проблем военной истории и теории, умелый организатор научно-исследовательской работы и руководитель подготовки фундаментальных трудов. Под его руководством подготовлено более 20 докторов и кандидатов наук. Он неоднократно избирался вице-президентом Международного исследовательского комитета «Вооруженные силы и разрешение конфликтов». После увольнения с действительной военной службы (1986 г.) и по настоящее время Степан Андреевич – ведущий научный сотрудник Института.

Степан Андреевич – автор более 500 военно-исторических и философских научных трудов, посвященных исследованию законов войны, а также истории Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Некоторые из них переведены за рубежом (ГДР, ВНР, ЧССР, КНР, США). Под его редакцией и при непосредственном участии созданы труды: «История Второй мировой войны 1939–1945 гг.» в 12 томах, изд. 1973–1982 гг. и «Великая Отечественная война 1941–1945 гг.» в 12 томах, изд. 2011–2015 гг.

В течение многих лет Степан Андреевич принимал участие в работе Советской социологической ассоциации, руководил ее военным отделением. Участвовал в работе Международных социологических (Болгария, Канада, Мексика, Индия, Испания) и исторических (СССР и США) конгрессов.

Степан Андреевич является Лауреатом Государственной премии СССР (27.10.1983 г.), заслуженным деятелем науки РСФСР (29.02.1988 г.), почетным членом Академии естественных наук РФ по Секции геополитики и безопасности (3.12.1993 г.), почетным профессором Военного университета МО РФ (22.01.2015 г.), членом Союза журналистов, почетным председателем Военно-философского общества Национальной Ассоциации офицеров запаса Вооруженных Сил «Мегапир».

Среди наград Степана Андреевича – ордена Отечественной войны 1-й и 2-й ст., 2 ордена Красной Звезды, Орден Почета (6.02.2008 г.), медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией», «За взятие Вены» и др.

Несмотря на свой возраст, Степан Андреевич принимает активное непосредственное участие в военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения, выступая перед учащимися образовательных организаций и студентами высших учебных заведений города Москвы. Он активный участник международных и всероссийских научных конференций, постоянный автор российских научных периодических изданий.

Назовем лишь некоторые его сочинения: «Необходимость и случайность в войне» (1962 г.); «Философия и военная теория» (1975 г.); «Война и современность» (1986 г.); «Отечественная военная наука» (2001 г.); «Законы войны» (2002 г.); «Новый порядок мира» (2003 г.); «В прошлом ищут не пепел – огонь» (2005 г.); «Долг и память» (2007 г.); «Борьба за огонь» (2010 г.); «Негасимое пламя Великой Победы» (2013 г.); «Отечественная военная наука: страницы истории проблемы, тенденции» (2013 г.); «Философские проблемы науки и военно-научного познания» (2015 г.).

В этих и других работах Степан Андреевич Тюшкевич поднимает широкий пласт социальных и мировоззренческих проблем российского общества, его безопасности в духовной и военной сфере, поиска путей развития России и сохранения цивилизации на принципах разума и высокой нравственной основе, опирающейся на историческое прошлое, в том числе ратные подвиги наших предков.

Особое место в героическом прошлом России Степан Андреевич справедливо отводит Подвигу и Победе советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Прогресс, как считает Степан Андреевич, невозможен без выполнения требований закона диалектического синтеза, современной философии и науки в целом. Отсюда, по его мнению, следует урок, который можно назвать обязывающим:

«Российской власти, политическим партиям и движениям следует на философско-научной основе понять, осмыслить и раскрыть обществу, народу России смысл истории, смысл существования и дальнейшего развития России как наследницы Советского Союза , одержавшего Великую Победу и сыгравшего главную, решающую роль в освобождении своей страны и всего человечества от фашистского зла».

В работах Степана Андреевича убедительно показана неразрывная взаимосвязь философии военной науки, как с ее историей, так и с одной из ее важнейших функций – прогнозирования развития всех аспектов военного дела. Ведь достоверность прогнозирования и, следовательно, эффективность развития военной науки, военного строительства и повышения обороноспособности государства в целом зависят от степени зрелости науки, ее методологии и методики , отношения к военной науке государственного руководства и командования Вооруженных сил, ее востребованности в обществе.

Вся жизнь Степана Андреевича посвящена служению Отечеству и защите Родины, преподавательской работе и научной деятельности. Военно-философская школа истории и теории войны Тюшкевича С.А. широко известна в России и за рубежом, она весомо представлена в системе военно-научного и гуманитарного знания. Труды ученого вносят существенный вклад в развитие военно-философской мысли и военно-историческую науку в целом и имеют неоценимое значение для решения военно-научных и практических задач, за что и получили высокую оценку военной и научной общественности. Они занимают достойное место, как среди теоретических, так и практически значимых трудов в области отечественной военной истории, философии и патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Подготовленные Степаном Андреевичем высококлассные специалисты достойно трудятся в государственных органах власти, образовательных организациях и научных учреждениях.

Сослуживцы, друзья и коллеги за исключительную глубину и качество мысли, знаний, логическую четкость и жизненную мудрость величают Степана Андреевича высочайшим званием – «Учитель». Он им остается для всех нас и по сей день.