Основы библиотечно-информационного дела. Библиотека как информационный центр

Переход современной системы образования к реализации образовательных стандартов второго поколения ставит перед школьной библиотекой ряд новых задач. Современная школьная библиотека должна стать гарантом реализации ФГОС, обеспечивая условия для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов, выступая в качестве ресурсного центра для всех субъектов образовательного процесса.

Новые образовательные стандарты ввели понятие информационно-образовательной среды, частью которой и должна стать школьная библиотека, перейдя в статус информационно-библиотечного центра (ИБЦ).

Статус информационно-библиотечного центра подчёркивает возможность выполнения требований ФГОС, что означает:

Обеспечение доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;

Информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию);

Укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью; учеб-но-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения; дополнительной литературой.

К основным проблемам развития школьных библиотек Вологодской области, препятствующим их переходу в статус информационно-библиотечных центров, относятся несовершенство нормативно-правовой базы, противоречия между функционалом школьного библиотекаря и имеющимся штатным расписанием образовательной организации, кризис фондов, проблемы кадрового обеспечения, слабое материально-техническое оснащение школьных библиотек.

В настоящее время библиотеки и информационно-библиотечные центры образовательных организаций не имеют статуса педагогического структурного подразделения, хотя в соответствии с требованиями ФГОС призваны формировать информа-ционную культуру и стать площадками для организации урочной и вне-урочной проектной деятельности обу-чающихся.

Отсутствует норматив штатных единиц в информационно-библиотечном центре, вследствие чего возникает серьёзное противоречие между функционалом педагога-библиотекаря и имеющимся штатным расписанием образовательной организации. Наблюдается отсутствие единых подходов при определении функционала сотрудников библиотек и информационно-библиотечных центров образовательных организаций.

Большинство школьных библиотек области в настоящее время оснащено компьютерной техникой, однако эта оснащенность не достаточна. Как правило, в библиотеке отсутствует Wi-Fi, что затрудняет использование интернет-ресурсов и электронного контента. Наблюдается несоответствие материально-технического оснащения библиотек возрастающим требованиям современного образовательного процесса, что выражается в нехватке площадей, современной библиотечной мебели, компьютерной, мультимедийной и копировальной техники. Отмечается быстрое старение печатных фондов, недостаточность доступа к цифровым (электронным) библиотекам, обеспечивающим возможность использования профессиональных баз данных, информационных справочных и поисковых систем, а также иных информационных ресурсов.

Существующая система подготовки и повышения квалификации для педагогов-библиотекарей и других работников школьных библиотек требует дальнейшего развития. Одной из проблем развития информационно-библиотечных центров является неготовность сотрудников библиотеки к широкому использованию новых информационных технологий, практическому применению современных технических средств в деятельности библиотеки.

Комплекс проблем, препятствующих модернизации школьных библиотек, должен получить системное решение. Для поддержания единства работы информационно-библиотечных центров требуется создание на основе типовых документов таких локальных нормативных правовых актов, как:

Положение и правила пользования информационно-библиотечным центром образовательной организации;

Структура и штатное расписание информационно-библиотечного центра образовательной организации;

Должностные инструкции работников информационно-библиотечного центра образовательной организации;

Технологическая документация по работе информационно-библиотечного центра образовательной организации.

В целях развития кадрового обеспечения деятельности информационно-библиотечных центров должна быть разработана система непрерывного образования, ориентированная на глубокую гуманитарную, психолого-педагогическую и библиотечно-информационную подготовку педагогов-библиотекарей, включая освоение ими современных информационных технологий. В результате обучения работники ИБЦ должны понимать роль информационно-библиотечного центра в образовательном процессе, быть осведомлены о предоставляемых им возможностях, должны уметь использовать эти возможности для проведения мероприятий, реализации учебно-исследовательских проектов, межпредметной интеграции, личностного развития обучающихся, реализации внеурочной деятельности.

При обеспечении информационно-библиотечных центров образовательных организаций информационными ресурсами необходимо ориентироваться на переход от печатных изданий к электронным информационным и образовательным ресурсам, в том числе мультимедийным и интерактивным. Определяющую роль в информационно-ресурсном обеспечении современного информационно-библиотечного центра будет играть Интернет как источник и средство совместного создания информационного контента, комплектования и предоставления открытого доступа к ресурсам. Все посадочные места в библиотеке должны быть оборудованы бесплатным доступом к сети Интернет через систему мониторинга и фильтрации контента, доступ должен осуществляться как по кабелю через интерфейс Ethernet, так и в беспроводном режиме через Wi-Fi.

При оборудовании помещений информационно-библиотечного центра необходимо придерживаться принципов безбарьерности и трансформативности пространства.

Информационно-библиотечные центры образовательных организаций должны быть зонированы. Для ИБЦ необходимы как минимум два помещения. Количество посадочных мест в информационно-библиотечном центре (зона коллективной работы, зона проведения мероприятий) должно соответствовать средней наполняемости класса. В случае ограниченной площади возможно объединение зоны для коллективной работы и рекреационной зоны, абонемента и презентационной зоны.

Пространство информационно-библиотечного центра должно включать зону абонемента, предназначенную для получения информационных ресурсов (как бумажных, так и электронных) во временное пользование.

В зоне абонемента должны размещаться книгохранилища, обеспечивающие сохранность книжного фонда, медиатека и рабочее место педагога-библиотекаря, оборудованное современной системой компьютерного учёта фондов и читателей (АБИС).

Книгохранилища должны быть оборудованы архивными стеллажами для хранения части книжного фонда, шкафами с замками для хранения учебного оборудования, а также включать стеллажи открытого доступа для размещения наиболее востребованных ресурсов.

В зоне абонемента обеспечивается доступ к государственным информационным ресурсам. Зона должна быть оборудована стеллажами открытого доступа, содержащими наиболее востребованную литературу, литературу гражданско-патриотической направленности (включая краеведческую литературу), предметную литературу для углубленного изучения, иную актуальную литературу в соответствии со спецификой конкретной образовательной организации и условий ее работы.

Пространство абонемента должно включать зону, предназначенную для самостоятельной работы с использованием ресурсов, предоставляемых информационно-библиотечным центром. Она должна быть оборудована одно- и двухсторонними стационарными стеллажами, а также мобильными выставочными стеллажами. Оснащение абонемента также может включать газетные и журнальные шкафы, если этого требует специфика фондов информационно-библиотечного центра и если размеры зоны допускают такое размещение.

Пространство абонемента должно быть оборудовано посадочными местами нескольких типов: стульями, диванами, пуфиками, встраиваемыми посадочными местами. Посадочные места зоны абонемента открытого доступа должны иметь доступ к государственным электронным библиотечным ресурсам, а также к информационной системе горизонтального распространения авторского электронного контента, включающего полнотекстовые документы, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Посадочные места зоны абонемента открытого доступа должны обеспечивать возможность получения информации об имеющихся ресурсах (каталог, картотеки, справочно-библиографическое обслуживание).

Зона абонемента должна быть оснащена одним или несколькими местами для получения мультимедийной информации на цифровых носителях (медиатека), оборудованием для сеансов дистанционного обучения, оснащена оборудованием для сканирования и печати.

Зона абонемента должна включать следующие типы оснащения:

Аппаратно-программный комплекс педагога-библиотекаря, оборудованный современной системой компьютерного учёта фондов и читателей (АБИС);

Одно или несколько (1-4, в зависимости от количества обучающихся) рабочих мест для получения мультимедийной информации на цифровых носителях (медиатека), дистанционного обучения;

Ридеры или планшеты (5-10, в зависимости от количества обучающихся);

Оборудование для сканирования и печати.

Пространство информационно-библиотечного центра должно включать пространство для экспозиций - презентационную зону.

Оборудование презентационной зоны должно включать стенды, подвесные системы, иное выставочное и презентационное, а также интерактивное оборудование, необходимое для проведения выставок и экспозиций.

В ИБЦ должна быть и зона коллективной работы, предназначенная для общения, совместной реализации учебно-исследовательских проектов, работы кружков и клубов, проведения внеурочных занятий, воспитательных мероприятий и других типов совместной деятельности, группового дистанционного обучения.

Зона коллективной работы должна использоваться для проведения мероприятий гражданско-патриотической направленности, воспитательных мероприятий и их подготовки. В зоне коллективной работы должны быть созданы условия для формирования системы ценностей, разностороннего воспитания обучающихся.

Зона коллективной работы должна обеспечивать необходимую инфраструктуру для получения новых знаний в форме коллективного самообучения, курсов, тренингов, семинаров, лекций и других форм коллективного обучения. Обязательным требованием к зоне коллективной работы является ее трансформируемость, возможность вариативного использования пространства.

Зона коллективной работы должна включать следующие типы оснащения:

Стационарные столы, столы-трансформеры, складные столы, встраиваемые рабочие места, кресла на роликах;

Сенсорныи ̆ экран, интерактивную доску или проектор с экраном, флипчарт, магнитную маркерную доску.

Информационно-библиотечный центр образовательной организации также должен быть оснащен рекреационной зоной, предназначенной для досуга, проведения мероприятий гражданско-патриотической направленности, культурно-просветительских и социально значимых мероприятий - «литературных студий» для взрослых и детей, «библиотечных уроков», литературных встреч и др.

Рекреационная зона должна быть оборудована эргономичными посадочными местами, обеспечивающими максимальный комфорт: креслами, диванчиками, пуфиками в безопасном для детей исполнении.

Оснащение информационно-библиотечных центров должно производиться в соответствии с условиями их работы: спецификой образовательной организации, особенностями территории.

Информационно-библиотечные центры образовательных организаций коррекционного типа или осуществляющих инклюзивное обучение должны предоставлять своим посетителям необходимые условия для доступа к информационным ресурсам, как с точки зрения организации пространства (поручни, пандусы, подъемники при наличии ступеней), так и с точки зрения получения информации (брайлевские дисплеи и клавиатуры, синтезаторы речи, книги, напечатанные шрифтом Брайля).

Информационно-библиотечные центры в сельской местности должны компенсировать затрудненный доступ к культурным объектам с помощью виртуальных музейных туров и расширенного фонда электронных информационных ресурсов. Информационно-библиотечные центры в сельской местности должны работать со всеми субъектами образовательного процесса (включая родителей обучающихся) и жителями сельского поселения.

Одним из перспективных направлений развития информационно-библиотечных центров образовательных организаций, расположенных в сельской местности, является их кооперация с библиотеками системы Министерства культуры Российской Федерации, в первую очередь сельскими библиотеками. Формами такой кооперации могут стать:

Создание единой системы обслуживания читателей;

Работа по общему плану, согласованному с администрацией образовательной организации и местными органами власти;

Создание попечительских советов;

Принятие совместных решений по вопросам, связанным с информатизацией библиотек;

Выработка совместных решений по совершенствованию библиотечно-информационного обслуживания населения.

На сегодняшний день в России, как и во всем мире, наблюдается усиление сетевого взаимодействия библиотек. На территории страны работает Русская школьная библиотечная ассоциация (РШБА), имеющая филиалы по всей стране. В целях эффективного развития информационно-библиотечных центров образовательных организаций предполагается их объединение в сеть национального масштаба с централизованной поддержкой со стороны единого федерального информационно-методического центра (ФИМЦ), в масштабах области - регионального информационно-методического библиотечного центра (РИМБЦ).

Информационно-библиотечные центры общеобразовательных организаций объединяются в сеть по территориальному принципу, группируясь вокруг информационно-библиотечных центров базовых образовательных организаций. Данное взаимодействие обеспечивает полноту реализуемых ими функций, независимо от специфики и условий функционирования отдельных школьных информационно-библиотечных центров за счет обмена доступными информационно-образовательными ресурсами и методическим опытом, приобретаемым на местах в рамках их деятельности.

Комплексное решение обозначенных проблем поможет задать новый вектор развития школьным информационно-библиотечным центрам, которые должны стать фундаментом и необходимым условием для реализации федеральных государственных образовательных стандартов, гарантом равных возможностей для развития каждого школьника.

  • 9.В чем заключается технология «избирательного распространения информации»?
  • 10. В чем заключаются задачи объединения Росинформресурс?
  • 11. В чем функции Российской книжной палаты?
  • 12. В чем основное назначение тезисов и конспектов и чем они отличаются друг от друга?
  • 13. В чем основные отличия информационного центра от библиотеки?
  • 14.-15. В чем основные функции национальной библиотеки?
  • 16. В чем особенность библиографического описания «под заглавием»?
  • 23. В чем состоят функции информационной деятельности?
  • 30. Дайте определение понятию «факт».
  • 36. Зачем нужна аннотация?
  • 49. Какие навигационные инструменты представляет библиотека читателям для поиска литературы кроме библиотечных каталогов?
  • 56.-57. Какие типы информационно-поисковых языков Вы знаете?
  • 58. Какие экономические базы данных, кроме электронных ресурсов библиотеки, доступны на сайте ниу вшэ?
  • 59. Каким образом расставляются библиотечные фонды?
  • 72. Основные задачи, решаемые программой «Электронная Россия».
  • 73. Охарактеризуйте формальные и неформальные каналы коммуникации.
  • 74. Перечислите возможные варианты построения списка использованной литературы.
  • 76) Признаки формирования информационного общества.
  • 77. Перечислите основные виды библиотечных каталогов на бумажных носителях, укажите преимущества электронного каталога.
  • 78. Приведите классификацию основных видов информационных услуг
  • 79.Перечислите основные группы классификации информации в соответствии с ее свойствами или характеристиками
  • 80.-81. Перечислите основные издания Книжной палаты..
  • 82. Перечислите основные информационные продукты информационного центра.
  • 83. Перечислите основные каналы поступления литературы в библиотеки.
  • 84. Перечислите основные компоненты информационной экономики.
  • 85. Перечислите основные критерии полезности информации.
  • 86. Перечислите основные материальные носители информации?
  • 87. Перечислите основные направления развития электронных библиотек? Какие электронные библиотеки Вы знаете?
  • 88. Перечислите основные образовательные порталы, созданные в рамках программы информатизации в Российской Федерации
  • 98. Перечислите положительные последствия информатизации общества.
  • 99. Перечислите способы фиксации информации.
  • 108. Приведите основную схему библиографического описания web страницы.
  • 125.Что Вы знаете про проект Google Books?
  • 126.-127. Что называется информационной средой?
  • 128. Что такое «Окинавская хартия»?
  • 129. Что такое автореферат диссертации? Кто его формирует? Является ли он печатной работой? Как он попадает в библиотеки?
  • 130. Что такое авторский знак и где он используется?
  • 140. Что такое индекс цитирования научной работы?
  • 149. Что такое обработка информации? Какие процедуры в нее включаются?
  • 150. Что такое патент и каким образом можно найти патентную информацию?
  • 157. Что такое цикл жизни данных?
  • 13. В чем основные отличия информационного центра от библиотеки?

    Информационный центры специализируютя на сборе, аналитико-синтетической переработке информации, а библиотеки на распространении.

    14.-15. В чем основные функции национальной библиотеки?

    Разработка, поддержание и использование системы обязательного экземпляра

    Формирование фонда отечественных документов, осуществляемое на основе принципа исчерпывающей полноты комплектования и постоянного хранения

    Формирование фонда иностранных документов в пределах интересов и возможностей государства

    Управление фондами, хранящимися в библиотеке, как национальным достоянием.

    Координация внутригосударственного и международного книгообмена

    Выпуск текущей и ретроспективной национальной библиографии

    Разработка и поддержание национальных правил каталогизации, национального формата, национальной классификационной системы

    Обеспечение общественного доступа ко всем своим фондам, в том числе удаленного доступа

    16. В чем особенность библиографического описания «под заглавием»?

    Особенностью библиографической записи на них является указание номера (шифра) темы, этапа, номера государственной регистрации, инвентарного номера отчета, исполнителей. Например:

    17. В чем отличие архива от библиотеки?

    прежде всего, по своей общественной роли, также в генезисе и структуре хранимой информации (http://www.rusarchives.ru/publication/elpatievsky.shtml )

    18.- 19. В чем отличие номеров ISSN и ISBN ?

    позволяющий идентифицировать любое серийное издание независимо от того, где она издана, на каком языке, на каком носителе.

    20.- 21. В чем различия в понятиях «электронный текст» и «электронная книга»?

    Электронный текст - это текст, который хранится не на бумаге, а виде компьютерного файла того или иного формата.

    Электронная книга - вид электронных ресурсов, предназначенных для коммерческого использования и защищенных от незаконного распространения специальными аппаратно-программными средствами.

    22. чем смысл понятия «обязательный экземпляр»? Когда оно появилось впервые?

    Обяза́тельный экземпля́р - экземпляр различных видов тиражированных документов, подлежащий передаче его производителем в библиографирующие учреждения, крупные библиотеки и информационные центры в порядке, установленном Федеральным Законом «Об обязательном экземпляре документов». На основе этой системы ведётся библиографический учёт издаваемой продукции и происходит пополнение фондов крупнейших библиотек в стране. Существует два типа обязательных экземпляров - бесплатные, передаваемые на безвозмездной основе (то есть передаваемые за счёт самого издателя), и платные. Впервые обязательный экземпляр был введён ордонансом (получившем название «Монпельерский эдикт») короля Франциска I во Франции в 1537 году. Появление его в России относится к 1783 году

    23. В чем состоят функции информационной деятельности?

    сбор, обработка, хранение, поиск и распространение информации, а также формирование организационного ресурса и организация доступа к нему

    24.-25. Где можно найти индекс цитирования интересующего Вас ученого?

    Индекс цитирования российский цченых можно найти на сайте http://www.famous-scientists.ru/ , зарубежных в базе данных Mathematical Review.

    26.-27.Дайте определение информационного общества

    информационное общество, в котором производство информационных продуктов и оказание информационных услуг преобладает над всеми другими видами социально-экономической активности людей.

    28. Дайте определение понятию «данные».

    Данные - это информация, представленная в формализованном виде, пригодном для автоматической обработки при возможном участии человека. Данные - это информация, записанная (закодированная) на языке машины. Данные - это отдельные факты, характеризующие объекты, процессы и явления в предметной области, а также их свойства.

    29. Дайте определение понятию «знания».

    Знания - это специальная форма представления информации, позволяющая человеческому мозгу хранить, воспроизводить и понимать ее.

    Знание - продукт общественной материальной и духовной деятельности людей; идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого.

    Знание - это отражение "нечто" (реального мира) в сознании. Или, может быть, так: знание есть конструкция, фиксация в нашем сознании в виде ощущений, представлений, понятий, образа-существования объективных связей между предметами и явлениями реального мира.

    «Знания -это хорошо структурированные данные или данные о данных, или метаданные».

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Организация библиотечного обслуживания детей в историческом контексте. Деятельность детских библиотек в России и за рубежом на современном этапе. Перспективные направления работы детских библиотек мира в современном информационном пространстве.

      дипломная работа , добавлен 15.09.2013

      Традиционные формы взаимодействия библиотек и издательств при комплектовании фонда, факторы, обуславливающие их трансформацию. Проведения конкурса поставщиков новой литературы. Характеристика издательства "Эксмо" как дистрибьютера книжной продукции.

      дипломная работа , добавлен 22.04.2012

      Исторические этапы развития немецких библиотек. Современное состояние библиотечного дела Германии. Характеристика библиотечной системы страны. Становление и развитие Германского библиотечного союза. Устав, членство, органы DBV и структура подразделений.

      курсовая работа , добавлен 19.03.2013

      Особенности формирования библиотечно-информационной системы. Исследование национально-архитектурных школ в истории Азербайджана и деятельности современных архитектурных школ. Определение роли информационно-библиотечных ресурсов в научных разработках.

      статья , добавлен 31.08.2017

      История развития русского издательского дела XIX века. Издательская деятельность А.Ф. Смирдина и ее особая роль в развитии русского издательского дела. Издание журнала "Библиотека для чтения". Книгоиздательская и книготорговая деятельность Смирдина.

      реферат , добавлен 27.12.2016

      Состояние книгораспространения в России. Рассмотрение факторов, влияющих на спрос, покупательскую способность населения и сбытовую политику предприятия. Комплектование фондов библиотек в электронной среде. Работа книжного интернет-магазина ЗАО "Фолиант".

      дипломная работа , добавлен 04.06.2014

      Анализ средств массовой информации в современной России. Особенности литературно-библиографической информации: понятие и формы существования. Изучение взаимодействия библиотек и СМИ. Характеристика отношения читателей к СМИ, как к каналу получения ЛБИ.

      дипломная работа , добавлен 02.11.2010

    1.1 Понятие «Информационный центр», понятие «Библиотека»

    Рассмотрим понятие «Информационный центр». ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность. Термины и определения» достаточно четко формулирует определение информационного центра. Информационный центр: организация, выполняющая функции по сбору, аналитико-синтетической переработке и распространению информации.

    В терминологическом словаре по библиотечному делу и смежным отраслям знания дано такое определение. Информационный центр - постоянный или временно действующий информационный орган, осуществляющий информационное обслуживание по кругу заранее определенных вопросов. Организует и координирует работу прямо или косвенно подчинённых ему информационных подразделений. Информационный центр, осуществляющий деятельность в сфере науки, именуется научно-информационным центром (НИЦ), а в области развития техники - центром научно-технической информации (ЦНТИ).

    Обычно «информационный центр» воспринимают и понимают, как сервисную службу, целью которой является обеспечение информационных потребностей учреждения (организации, фирмы), его создавшего. Центр осуществляет мониторинг документальных потоков, сбор и переработку информации, создает базы данных в своей предметной области, выдает информационный продукт по конкретным запросам пользователя. Объектом управления здесь является информация, а информационной стратегией - обслуживание запросов.

    Теперь рассмотрим понятие библиотека. ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность. Термины и определения» даёт определение понятию «библиотека». (п. 3.1.39). Библиотека: информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов и предоставляющее их во временное пользование абонентам, а также осуществляющее другие библиотечные услуги .

    В терминологическом словаре по библиотечному делу и смежным отраслям знания 1995 года дано такое определение понятию библиотека.

    Библиотека - информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам; библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации.

    Так же определяется библиотека и в законе Российской Федерации «О библиотечном деле» , и Модельном библиотечном кодексе СНГ . В определениях, данных в словарях и законодательных документах, в качестве цели деятельности библиотеки выдвигается то «организация общественного пользования книгами», то «удовлетворение потребностей граждан», то «предоставление документов во временное пользование».

    Термин «библиотека» происходит от гр. «bibliotheke», где «biblion» означает книга, а «theke» - хранилище. Его содержание трактовалось представителями разных школ и эпох далеко не однозначно и менялось вместе с изменением представлений о месте и роли библиотеки в жизни общества. Несмотря на многочисленные исследования, библиотековеды так и не пришли к общему выводу о сущности библиотеки. В результате количество определений термина «библиотека» в конце XX - начале XXI в. не только не уменьшилось, а наоборот, увеличилось. Полисемия термина «библиотека» является объективной реальностью сегодняшней науки, что нашло свое отражение в последних выпусках энциклопедических изданий, которые определяют библиотеку, как правило, используя 3-4 дефиниции.

    Энциклопедический словарь «Книговедение» характеризует библиотеку как учреждение, которое «организует сбор, хранение, общественное использование произведений печати, а также др. носителей социальной информации...» . В положении «О библиотечном деле в СССР» и терминологическом словаре «Библиотечное дело», которые вышли практически в то же время, библиотека определялась как учреждение, организующее «...общественное пользование книгами, другими произведениями печати, рукописями, видеозаписями, звукозаписями и иными материалами...». В отличие от предыдущего в этом определении отсутствует даже упоминание о функциях сбора и хранения, а основной акцент сделан на общественном пользовании книгами. Такой же разнобой царит и в определении основного элемента библиотеки. Это то «носители социальной информации», то «книги и другие произведения печати», то «материализированная информация», то «тиражированные документы», Ю.Н. Столяров, последовательно отстаивающий свою точку зрения на библиотеку как 4-элементную систему, предложил определение, охватывающее все элементы библиотеки как системы, ее принадлежность и цель деятельности. По Ю.Н. Столярову, «библиотека есть принадлежащее обществу в целом, его части или отдельному члену обеспеченное материально-технически, упорядоченное множество документов, формируемое, хранимое и предоставляемое библиотекарем пользователям - физическим и юридическим лицам - с целью удовлетворения их информационных потребностей» .

    В последние десятилетия XX ст. ряд исследователей, в том числе М.И. Акилина, Н.В. Жадько, С.В. Красовский, В.П. Леонов, Р.С. Мотульский, Е.Т. Селиверстова, А.В. Соколов, Ю.Н. Столяров, В.Р. Фирсов и другие, стали рассматривать библиотеку как социальный институт.

    Как социальный институт библиотека создает возможности для членов общества удовлетворять свои информационные потребности через совокупность документов, накопленных в фондах, а также использовать для этих целей информационные ресурсы других библиотек и учреждений. При этом необходимо отметить, что информационные потребности пользователей могут носить самый разнообразный характер и касаться как разных сфер профессиональной деятельности (промышленного и сельскохозяйственного производства, здравоохранения, образования, культуры, искусства и др.), так и повседневной жизни (кулинарии, воспитания детей, хобби, отдыха и туризма и др.).

    Следовательно, библиотеке присущи основные функции, которые выполняет социальный институт:

    Создание возможностей членам общества удовлетворять свои потребности и интересы;

    Регулирование действий членов общества в рамках социальных отношений;

    Обеспечение устойчивости общественной жизни;

    Содействие интеграции стремлений, действий и интересов индивидов;

    Осуществление социального контроля.

    Деятельность любого социального института определяется набором правовых и социальных норм, сформированных в определенную легитимированную и санкционированную систему, интеграцией его в социально-политическую, идеологическую, ценностную структуру общества; наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предложений и социального контроля . Библиотека является одним из элементов общества и органически интегрирована в его социально-политическую, идеологическую, ценностную структуры. В результате многовекового взаимодействия общества и библиотеки узаконены нравственные и правовые основы ее деятельности, которые сформировались в легитимированную и санкционированную систему. В каждой стране такая система складывается в зависимости от особенностей политической системы, национальных традиций и норм и ряда других факторов.

    Бухгалтерская отчетность ОАО "Планета центр"

    Бухгалтерский учет расчетов по социальному страхованию

    ФС - это способность предприятия финансировать свою деятельность. Финансовое состояние отражает способность организации финансировать свою текущую деятельность на расширенной основе...

    Бухгалтерский учет текущих обязательств и расчетов

    Под дебиторской задолженностью понимается задолженность организаций и физических лиц данной организации (например, задолженность покупателей за приобретенный товар или оказанные услуги...

    Деловой документ

    К информационным деловым документам относятся доклад, отчет, докладная записка, справка, сводка, обзор, пояснительная записка, служебное и сопроводительное письма, их разновидности: письмо-запрос, письмо-напоминание, просьба, извещение...

    Инвентаризации товарно-материальных ценностей

    Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие...

    Крупнейшие информационные центры в зарубежных странах (на примере стран Азии)

    Современный Китай - страна с обширными библиотечными сетями, объединяющими библиотеки всех типов. Страна...

    Налоговый учет в строительных организациях

    Общество с ограниченной ответственностью «Строительная фирма «Центр-Строй» - самостоятельный хозяйствующий субъект, основной целью создания которого, является извлечение прибыли...

    Организация учета, анализа и аудита на малых предприятиях (на примере ПО ЗПК "Заготхлебпром" ст. Романовская)

    Проблема несоответствия моделей бухгалтерского учета носит глобальный характер. В процессе работы составителей и пользователей финансовых отчетов во всем мире возникает проблема унификации бухгалтерского учета...

    С 2007 года ООО «Центр» является управляющей компанией. Предприятие обслуживает 87 жилых домов восновном все это малоэтажные кирпичные здания. Общая полезная площадь жилых домов составляет 514 тыс. кв. метров...

    Предоставление услуг жилищно-коммунального характера на примере ООО "УК Центр"

    Основным видом деятельности данной организации является предоставление определенному количеству домов услуг жилищно комунального характера...

    Разработка отчета "Бюджет движения дебиторской задолженности"

    Местом моей производственно - профессиональной практики является информационно - вычислительный центр (цех №33)...

    Состав прочих доходов и расходов и их влияние на формирование прибыли на примере ГУП санатория "Танып"

    Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации...

    Учет и ревизия фонда оплаты труда на предприятии

    Учет, контроль и анализ денежных средств на расчетном счете и в кассе

    Учет денежных средств с которыми оперирует фирма занимает центральное положение в регулируемой рыночной экономике. Мировой опыт показывает, что в развитых странах бухгалтерский учет...

    Учет, налогообложение и анализ использования фонда заработной платы на примере ЗАО "Югэлектро-4" г. Волгодонск

    Большинство доходов, выплачиваемых организацией работникам в течение календарного года, облагается в России налогом на доходы физических лиц. Работник может получить от организации доходы в денежной форме...

    Из таблицы видно, что за последние 20 лет число музеев в нашей стране увеличилось более чем в 2,5 раза. Это увеличение связано в основном со снятием различного рода запретов на инициативную деятельность, существовавших до 1985 года.

    Из общего числа музеев системы Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ 100 составляют музеи федерального ведения, включая музеи и филиалы. Остальные музеи этой системы - регионального и муниципального ведения.

    Все музеи можно разделить на 10 основных профилей: комплексные (в основном, краеведческие), исторические, художественные, литературные, мемориальные, искусствоведческие, естественнонаучные, отраслевые, технические и архитектурные.

    Можно предположить, что число музеев в ближайшем будущем будет возрастать. Об этом свидетельствуют такие данные. В России стали появляться частные музеи (музей, посвященный творчеству Юрия Никулина, в г. Красногорск Московской области, Музей дипломатического корпуса в г. Вологде). Возникают археологические и исторические музеи-парки, экомузеи. Так, среди планов музейных работников Кемеровской области - организация музеев: «Русское волостное село» (трактир, кузница, сельская церковь), языческое капище «Славянский мифологический лес» и др.

    Возникают и оригинальные музеи (Музей петуха в г. Петушки Владимирской области, Музей мыши в г. Мышкине Ярославской области). Такого рода музеи играют важную роль в сохранении местных культурных традиций, и в частности - местной топонимики.

    Основное назначение библиотек - собирание, хранение и распространение книг. В последние годы на одно из первых мест в деятельности библиотек выходит информационное направление.

    Библиотеки Российской Федерации (в тыс.)

    * - сведения отсутствуют

    Из таблицы видно, что число библиотек всех типов сократилось с 1980 г. на 36,5 тыс., число массовых библиотек сократилось за это время почти на 13 тыс. В то же время необходимо отметить, что в целом библиотечная сеть в нашей стране сохранена. И библиотеки играют важную роль в культурной жизни основных категорий населения. Так, библиотечная сеть Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ представляет собой многоуровневую систему, состоящую из федерального, регионального и муниципальных звеньев.



    Верхнее звено включает в себя 9 крупнейших библиотек федерального подчинения (Российская государственная библиотека - г. Москва; Российская национальная библиотека - г. Санкт-Петербург; Российская государственная юношеская библиотека; Российская государственная детская библиотека - г. Москва и др.)

    Среднее региональное звено составляют универсальные библиотеки субъектов РФ, так называемые областные и краевые универсальные научные библиотеки (УНБ).

    В состав регионального звена помимо УНБ входят также региональные универсальные детские библиотеки (УДБ), юношеские (ЮБ) и библиотеки для слепых. С начала 1990-х годов в ряде регионов произошло слияние универсальных детских и юношеских библиотек.

    Низовое звено библиотек системы Министерства культуры РФ составляют муниципальные библиотеки - городские, районные, сельские и т.п.

    В последние годы наблюдается тенденция образования на базе библиотек информационных учреждений нового типа. Так, появились медиатеки, объединяющие различные, и, прежде всего, электронные носители информации о произведениях искусства. Реальностью наших дней стало появление интернет-Центров, интернет-салонов и интернет-кафе. Так, например, на базе Центральной городской публичной библиотеки им. Некрасова (г. Москва) создался новый библиотечно-информационный комплекс столицы. Большое внимание массовые библиотеки уделяют проведению культурно-досуговых мероприятий для различных категорий населения, все в большей степени используя разнообразные формы клубной работы.

    Учреждения социально-педагогической направленности

    К настоящему моменту в России создана система учреждений, осуществляющих социальное воспитание подрастающего поколения в новых условиях. В свою очередь, эта система разветвляется на ряд направлений с присущими им специфическими задачами.

    Традиционное место в этой системе занимают учреждения дополнительного образования детей и подростков, проводящие свою работу в основном по их месту жительства и учебы. В прошедшие 10-15 лет удалось в целом сохранить эту систему, максимально приспособив ее к новым условиям российской действительности. Учреждения этого типа играют важную роль, как в социальном воспитании, так и в организации досуга детей и подростков по месту их жительства. Основным куратором этой системы выступает Министерство образования РФ, которому помогают Министерство культуры, Госком молодежи и Госкомспорта РФ.

    Вторым направлением, выделившимся за эти годы, является сеть территориальных учреждений, занимающихся малообеспеченными семьями, имеющими детей. Это относительно новое для России направление, имеющее своей целью оказание малоимущим семьям, прежде всего социальной помощи. Отвечает за это направление Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

    Третье направление включает в себя сеть специализированных учреждений, занимающихся, с одной стороны, организацией воспитательного процесса в учреждениях закрытого типа, прежде всего интернатах, а с другой стороны, целенаправленной профилактической и реабилитационной работой среди детей и подростков. При проведении профилактической работы особое внимание уделяется предупреждению правонарушений среди детей и подростков, а также - детской безнадзорности и беспризорности. Реабилитационная работа предполагает воспитательное воздействие на детей с девиантным поведением и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Здесь трудно выделить одно из курирующих министерств. Ответственность распределяется в зависимости от специфики решаемой проблемы между такими министерствами, как Министерство образования, Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство внутренних дел, Государственный Комитет по делам молодежи.

    Учреждения дополнительного образования детей и подростков

    Эти учреждения предоставляют дополнительные возможности для всестороннего развития детей, в т.ч. для развития их индивидуальных интересов и способностей.

    В 1999 г. учреждений дополнительного образования различной ведомственной принадлежности насчитывалось 16 тыс. При этом число учреждений такого рода с каждым годом возрастает. Так, например, за 1997-1999 гг. количество учреждений дополнительного образования возросло на 2,9 тыс.

    В системе Министерства образования в 1999 г.г. действовало 3579 центров, дворцов, домов детского творчества и других учреждений, реализующих разнообразные программы дополнительного образования. В этих учреждениях занималось 4,3 млн. детей. Более 54% от обучающихся охвачены художественно-эстетическим образованием.

    В системе Минобразования действует 397 учреждений художественного профиля, 443 эколого-биологических центров, станций юных натуралистов.

    Большое место в системе дополнительного образования занимают детско-юношеские спортивные школы и клубы физической подготовки. В 1999 г. в системе Министерства образования таких школ насчитывалось около 3000. В них занималось 1,9 млн. детей. В 1632 детско-юношеских спортивных школах Госкомспорта России, профсоюзов и других организаций занималось 790,2 тыс. детей и подростков.

    Система Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ включает в себя 5,8 тыс. детских школ искусств различного профиля и 4.499 специализированных детских библиотек. Для поддержки особо одаренных детей действует Президентская программа «Одаренные дети».

    Система учреждений социального обслуживания семьи и детей по месту жительства

    Как уже отмечалось за шесть лет (до 2000 г.) численность территориальных учреждений социального обслуживания семьи и детей возросла в 21 раз и составила на начало 2000 г. - 2240 учреждений, функционирующих в системе органов социальной защиты населения (Министерство здрвоохранения и социального развития). Среди них можно выделить три группы учреждений:

    Центры социального обслуживания семьи и детей, предоставляющие комплекс социальных услуг (территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи по телефону, кризисные центры для женщин и др.);

    Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, включая социальные приюты для детей и подростков;

    Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями.

    Большинство названных учреждений действует, как правило, по месту проживания семьи и детей. В среднем на каждый субъект Российской Федерации приходится 25,8 учреждений такого рода.

    Среди территориальных учреждений социального обслуживания семьи и детей на первом месте идут центры социальной помощи семье и детям (различных видов) - 656. Далее: социальные приюты для детей и подростков - 412, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних - 276, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями - 182 и др.

    Специализированные учреждения по работе с трудными детьми и подростками

    В соответствии с Законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.) в стране функционируют два типа специализированных учебно-воспитательных учреждений: открытого и закрытого типа.

    К специальным учебно-воспитательным учреждениям открытого типа органов управления образованием относятся:

    Специализированные общеобразовательные школы;

    Специальные профессиональные училища;

    Другие виды образовательных учреждений открытого типа для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания,

    К специальным учебно-воспитательным учреждениям закрытого типа относятся, прежде всего, учреждения интернатного типа для детей-сирот, детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты для детей-сирот, школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья и др.) - система Минобразования РФ, Минздрава и социального развития РФ.

    Особую группу образуют специализированные учреждения по профилактике безнадзорности и социальной реабилитации детей и подростков. Это так называемые учреждения временного содержания несовершеннолетних (центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей) - система МВД, и специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации - система Минобразования и Минздрава.

    Общее количество специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов социальной защиты населения на 01.01.2000 г. составило 701, в т.ч. 276 социально-реабилитационных центров, 412 социальных приютов, 13 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей. В системе образования таких учреждений - 61.

    В ноябре 2000 г. Постановлением правительства Российской Федерации утверждены примерные положения о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (о социально-реабилитационном центре, о социальном приюте для детей, о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей). В положениях записано, что реабилитационные центры осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и другими организациями.