Состояние дереализации, характерные симптомы расстройства восприятия окружающего мира.

Обрушивающиеся на человека с самого раннего детства впечатления влияют на его отношение к окружающему миру. Отношение ребенка к жизни проявляется уже в первые месяцы после его рождения. Младенец ярко проявляет поведенческие установки, которые по мере взросления становятся лишь более выраженными.

То что человек существо социальное ярко прослеживается в поведении малыша, который в своем поиске любви стремится быть рядом со взрослыми. Желание быть среди людей сохраняется в течение всей жизни.

Когда ребенок впервые без посторонней помощи поднимается на ноги, он вступает в новый для себя мир и может ощущать враждебность этого мира. Учась ходить, он испытывает различные трудности, которые укрепляют или разрушают его надежды на лучшее будущее. Окружающий его мир производит на него впечатления, оказывающее огромное влияние на его психику, формируя его взгляды на жизнь.

Очень большое значение в познании мира и установлении взаимоотношений с ним имеют органы чувств. При помощи различных органов чувств человек создает свою картинку мира, свой внутренний космос.

Окружающий мир воспринимается, прежде всего, т.к. вниманием человека в первую очередь завладевает визуальный мир. Поэтому основной опыт складывается из зрительных впечатлений. Происходит это потому, что визуальная картина мира состоит из стабильных образов, в отличие от картин, которые человек рисует другими органами чувств – ухом, кожей, носом, языком.

Человек, ведущей системой восприятия, которого является , создает запас информации на основе акустических впечатлений. Есть люди, у которых ведущим органом чувств является обоняние или мышцы. В мировосприятии каждого есть свой ведущий орган чувств, который служит основным источником получения впечатлений из окружающей действительности.

Понять человека можно тогда, когда мы знаем его ведущий орган чувств, через который он воспринимает окружающий мир, т.к. это восприятие накладывает отпечаток на все его взаимоотношения.

Необходимость приспосабливаться к окружающей среде приводит к тому, что психика человека приобретает способность воспринимать большое количество впечатлений из внешнего мира. Психика воспринимает и объясняет мир так же и через усвоенные человеком в детстве поведенческие установки.

Для развития личности необходима цель. Умение ставить цели предполагает способность меняться.

Психологическая цель определяет выбор степени развития и функционирования тех способностей, которые придают смысл нашему восприятию мира. Этим объясняется то, что каждый человек познает через свой опыт лишь только ограниченную часть действительности или окружающего мира. Человек ценит то, что соответствует его цели и игнорирует целое, поэтому не может понять причины поступков других людей, если не понимает их цели и не осознает, что вся их деятельность подчинена этой цели.

На восприятие мира влияют индивидуальные особенности и качества личности. Два человека воспринимают одну и ту же картину по-разному. Большая часть людей воспринимает действительность посредством зрения, другая посредством слуха. Воспринятая таким образом информация не обязательно будет соответствовать реальности.

Каждый человек индивидуален в своем восприятии и способен устанавливать такие контакты с окружающим миром, которые соответствуют его жизненным установкам.

На основе оставленных впечатлениями и раздражителями, полученными через органы чувств, отпечатками возникает мир воображения и памяти.

Человеку необходимо не просто осознавать мир, но и развивать те способности, которые имеют значение для его самосохранения. Одной из таких способностей является память. Без воспоминаний прошлого опыта невозможно было бы предпринимать меры предосторожности в будущем. Можно сказать, что воспоминания несут либо поощрительную, либо предостерегающую информацию. Нет случайных или бессмысленных воспоминаний, но оценить воспоминание мы можем только тогда, когда понимаем его цель и назначение.

Человек помнит важные для себя события по конкретной психологической причине, т.к. эти воспоминания способствуют чему-то важному, хотя и не всегда понятном и забывает о тех событиях, которые отвлекают его от выполнения какой-то цели.

Прочно закрепившееся воспоминание, даже искаженное, может возникнуть в подсознании человека и предстать в качестве социальной установки, эмоционального отношения или даже философской точки зрения, если это необходимо для достижения желаемой цели.

Можно сказать, что и восприятие, и память, являются очень важными психологическими процессами, которые с самого рождения служат цели самосохранения и развития личности.

Дереализация, также называемая аллопсихической , это патологическое состояние, при котором нарушается психосенсорное восприятие реальности окружающего мира.

При этом расстройстве человек искаженно воспринимает окружающую действительность, она может казаться как будто отдаленной, нереальной, обесцвеченной. Реальность воспринимается призрачной. Знакомая обстановка, предметы, явления ощущаются чуждыми, неестественными, видоизмененными. Либо, наоборот, у индивида наблюдается дежавю (dejavu – уже виденное).

У человека создаются ощущения сходные со сновидением, с нахождением внутри компьютерной игры, мир кажется нереальным.

Дереализация это невротическое расстройство. Зачастую при этом больной сохраняет полный контроль над своими действиями, демонстрирует адекватное поведение и полностью вменяем. Индивид дает себе отчет в нелогичности, нереальности своего состояния. Синдром дереализации может проявляться короткое и продолжительное время, может происходить эпизодически, а может повторяться часто.

Связь дереализации и деперсонализации

Дереализация часто возникает вместе с расстройством самовосприятия личности – . При деперсонализации индивид воспринимает свое тело и собственные действия, как сторонний наблюдатель, который не имеет возможности управлять.

Международная классификация болезней не разделяет эти два состояния и обозначает их как «Синдром деперсонализации-дереализации» (F 48.1). Часто под термином «дереализация» понимают группу расстройств со сходными симптомами, которые выражаются в искаженном восприятии окружающей действительности.

Комплекс провоцирующих причин

Дереализацию считают достаточно распространенным расстройством, оно наблюдается у более чем 4% людей, и количество больных все время растет. Она часто выступает как защитный механизм человека в , при различных потрясениях, переживаниях. Наиболее часто это расстройство восприятия встречается у индивидов обоих полов в возрасте до 25 лет, то есть в период становления и самоопределения.

Расстройство чаще всего наблюдается у экстравертов, которые обладают чрезмерной впечатлительностью и эмоциональностью. Высок риск появления приступов расстройства у индивидов склонных к перфекционизму, и имеющих завышенный уровень притязаний.

Среди основных причин, вызывающих развитие дереализации называют:

  1. Биохимические причины . В организме больного вырабатывается недостаточное количество дофамина, серотонина, норадреналина, которые регулируют работу психоэмоциональной сферы, отвечают за ощущение удовольствия, положительный настрой. Также причиной может быть недостаток гамма-аминомасляной кислоты, сниженная функция нейронной опиатной системы. Наследственность. Склонность к патологической тревожности может быть генетически заложена, и быть неким «семейным» способом реакции на стрессовые ситуации.
  2. Личностно-психологические причины . К развитию расстройства может приводить наличие таких индивидуальных черт человека как впечатлительность, мнительность, повышенные требования к самому себе, ранимость, перфекционизм, педантизм, склонность фиксироваться на негативных ситуациях.
  3. Соматические причины . Развитие дереализации может быть спровоцировано наличием у индивида следующих заболеваний: гипогликемии (пониженный уровень глюкозы в крови); некоторых заболеваний внутренних органов; патологических процессов во внутренних органах; гипертироидизма (избыточной функции щитовидной железы); болезней дыхательной системы; феохромоцитомы (гормонально-активной опухоли, чаще расположенной в мозговом слое надпочечников); пролапса митрального клапана.
  4. Социальные причины . Расстройство может развиваться вследствие неблагоприятной семейной ситуации, детских психологических травм, конфликтной обстановки в учебном или трудовом коллективе, смерти близких, наличия затяжной или неизлечимой болезни, развода, отсутствия эмоциональной поддержки.
  5. Зависимости . Факторами риска развития синдрома являются наркотическая, алкогольная зависимости, табакокурение, употребление психоактивных веществ.
  6. Отсутствие здорового образа жизни . Нехватка сна, некачественный сон, отсутствие полноценного отдыха, неправильный режим работы, умственные и физические перегрузки также являются благоприятной средой для развития расстройства.

Симптомы и клиника дереализации

При дереализации у больных появляется ощущение, что действительность, объекты, социум являются не естественными, фантастическими, чуждыми, при этом больной не может найти объяснения тому, как это произошло.

Действительность воспринимается как сквозь сон, будто сквозь стекло, непрозрачную пленку, туман. Окружающее может восприниматься как декорации. Все вокруг кажется не имеющим объема, нечетким, неярким, не имеющим перспективы.

При приступах расстройства искажается восприятие времени. У некоторых больных возникает ощущение, что процессы вокруг замедлились, остановились. У других пациентов наоборот появляется ощущение ускорения временных процессов, стремительности событий. В редких случаях пропадает восприятие прошлого, настоящего и будущего, и все воспринимается как настоящее.

Самыми распространенными симптомами дереализации являются зрительные нарушения. Окружающее может восприниматься однотонным, серым, расплывчатым. Все вокруг может напоминать рисунок карандашом.

В редких случаях может происходить обратное – все вокруг кажется очень ярким, похожим на мультфильмы. Зрительные искажения проявляются также в «туннельном» зрении, когда все, кроме объекта фокусировки, сливается. Также мир вокруг может восприниматься перевернутым на 180°, либо как зеркальное отражение.

Слуховые нарушения выражаются в восприятии речи других людей как замедленной, обостренном восприятии отдельных звуков, звоне в ушах. Звуки могут восприниматься как отдаленные.

При аллопсихической деперсонализации возникают нарушения тактильного восприятия: больной не может определить на ощупь физические параметры предмета (температуру, материал, текстуру).

Искажение восприятия пространства выражается в том, что индивид не может оценить расстояние: далекое кажется близким, близкое — далеким.

Диагностика и тест на расстройство

Необходимо проводить дифференциальную диагностику, чтобы поставить диагно. Это нужно для того, чтобы исключить наличие более серьезных психопатологических синдромов. Для этого психотерапевтами используется опрос по шкале Нуллера и Генкиной.

  • (бензодиазепиновый ряд) – ;
  • – Кломипрамин;
  • – Кветиапин.

Также пациентам рекомендован прием калия, магния, витаминов группы В, а также поливитаминов.

В случае, если у пациента выявлена склонность к депрессивным состояниям, то рекомендовано назначать лечебную диету, гимнастику и сеансы групповой терапии. Если синдром возник на фоне уже существующего депрессивного расстройства, то назначается медикаментозная терапия с применением антидепрессантов селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС) – Флуоксетин, антиконвульсантов – Ламотриджин.

На втором этапе внимание акцентируют на причинах возникновения дереализации. В этом помогают психотерапевтические сеансы. Они направлены на выявление и устранение причин, которые оказали влияние на состояние пациента. Эффективными считаются когнитивно-поведенческие техники, методы самовнушения. Рекомендуется также .

Профилактика дереализации должна быть направлена на устранение из жизни стрессовых ситуаций, которые провоцируют расстройство.

Необходимо уделить внимание режиму труда и отдыха, привести в порядок количество и качество сна. Предупредить появление синдрома можно, отказавшись от пагубных привычек. Рекомендуется уделять внимание состоянию здоровья: вести активный образ жизни, получать полноценный отдых, полноценно питаться, заниматься спортом, иметь ежедневные физические нагрузки. Для уменьшения количества рекомендован контрастный душ, дыхательная гимнастика, ароматерапия.

Приступы дереализации не только ухудшают качество жизни, но и могут быть опасны, так как могут случиться за рулем автомобиля, на улице, в ситуации, когда жизнь человека зависит от его концентрации на событиях.

Если не начать терапию данного расстройства, то последствия могут быть достаточно тяжелыми. Приступы могут привести к изменениям в психике, и к развитию серьезных патологий центральной нервной системы.

Восприятие- познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Перцепция- непосредственное отражение действительности органами чувств; восприятие◆Представления,которымиониживут,могутбытьотчетливымиилисмутными,онимогутбытьапперцепциями,т.е.сознательнымипредставлениями,илитолькоперцепциями,т.е.бессознательнымипредставлениями.◆Еслимывозьмемпривычноеразделениепсихическихпроцессов,тодляперцепцииважначувственнаяткань(тканьчувственныхформ),длядействия-биодинамическаяткань, для чувства - аффективная ткань.

30. Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, осмысленность.

Предметность – все объекты воспринимаются нами как ограниченные в пространстве и времени физические тела. Выражается в акте объективизации – отнесенности всех свойств предмета именно к данному предмету. Проявляется в феномене выделения фигуры из фона: вся воспринимаемая нами реальная действительность делится на 2 неравные части (фигура – то, что находится на переднем плане и имеет четкие контуры и фон – то, что находится на заднем плане; границы нечеткие, размытые).

Целостность - сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа, т. е. любой образ восприятия является целостным

Константность - относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Формируется к 12 годам.

Осмысленность – воспринимая какие-либо предметы, человек воспринимает одновременно и их значение. Благодаря осмысленности человек может познавать окружающую действительность

31.Понятие о памяти. Теории памяти. Роль памяти в жизнедеятельности личности.

Память- форма психического отражения заключений в закреплении (запоминании), сохранении и последующем воспроизведении практического опыта, способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Теории памяти: психологические, физиологические, химические.

Физиологические . Важнейшие положения учения И. П. Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности получили дальнейшее развитие в физиологические и физическому теориях. Согласно взглядам этого ученого, материальной основой памяти является пластичность коры больших полушарий головного мозга, ее способность образовывать условные рефлексы. В образовании, укреплении и угасанием временных нервных связей заключается физиологический механизм памяти. Создание связи между новым и ранее закрепленным содержанием является условным рефлексом, что составляет физиологическую основу запоминания. Химические . Память человека функционирует как на психологическом, физиологическом, так и на молекулярном, химическом уровнях. Сторонники химической теории памяти считают, что специфические химические изменения, которые происходят в нервных клетках под воздействием внешних раздражителей, и являются механизмами процессов закрепления, сохранения и воспроизведения, а именно: перегруппировка в нейронах белковых молекул нуклеиновых кислот. Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) является носителем родовой памяти: она содержит генетические коды организма, определяя генотип. Рибонуклеиновая кислота (РНК) – основа индивидуальной памяти. Возбуждение нейронов повышает содержание в них РНК, и неограниченное количество изменений ее молекул является базой хранения большого количества следов возбуждения. Изменение структуры РНК ученые связывают с долгой памятью. Одной из первыхпсихологических теорий памяти , не потерявших своего значения до настоящего времени, была ассоциативная теория. Она возникла в 17 веке и активно разрабатывалась в 18 и 19 вв. В основе данной теории лежит понятие ассоциации – связи между отдельными психическими феноменами, разработанное Эббингаузом, Мюллером. Память в русле этой теории понимается как сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости. Благодаря этой теории были открыты и описаны многие механизмы и законы памяти, например закон забывания Эббингауза. Со временем ассоциативная теория памяти столкнулась с рядом трудноразрешимых проблем, одной из которых явилось объяснение избирательности человеческой памяти. Ассоциации образуются на случайной основе, а память из всей поступающей и хранящейся в мозгу человека выбирает всегда определенную информацию.(Мюллер. Отсутствие промежутков деят создает наилучшее условия для восп, забывание отступает.)(В конце 19 века на смену ассоциативной теории пришла гештальттеория. Главное понятие и принцип – изначальная, целостная организация элементов – гештальт. При запоминании и при воспроизведении материал обычно выступает в виде целостной структуры, а не случайного набора элементов, сложившегося на ассоциативной основе).Теория деятельности – память – особый вид психологической деятельности, включающей систему теоретических и практических действий, подчиненных решению мнемической задачи – запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Исследуется состав мнемических действий и операций, зависимость продуктивности памяти от того, какое место в структуре занимают цель и средства запоминания (или воспроизведения), сравнительная продуктивность произвольного и непроизвольного запоминания в зависимости от организации мнемической деятельности (Леонтьев, Зинченко, Смирнов).

Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека . Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие у нас понятия о вещах и законах их существования. Память позволяет нам использовать эти понятия для организации наших будущих действий и поведения.Если бы человек не обладал памятью, его мышление было бы весьма ограниченным, так как проводилось бы лишь на материале, получаемом в процессе непосредственного восприятия.

Человеческий организм - удивительное сочетание множества органов, тканей, функций, химических реакций, электрических импульсов, позволяющих человеку жить, узнавать и познавать окружающий его мир. Познание происходит при помощи воздействий на органы чувств человека - свет, звук, вкус, запах, тактильные и пространственные восприятия. Все это - база познания и существования человека в окружающем его мире. И расстройства восприятия, какими бы они ни были и по каким бы причинам ни происходили, - серьезная проблема.

Восприятие: реальность плюс воображение

В том, что человек может воспринимать окружающий его мир, участвуют органы чувств и воображение. Те знания, которые получаются при помощи зрения, слуха, вкуса, тактильного воздействия, обоняния и определения положения тела в пространстве, обрабатываются специальными отделами мозга и при помощи воображения и полученного ранее опыта становятся представлениями об окружающем мире. Расстройства восприятия в какой-либо области не позволяют человеку получать целостную картину.

Далеко и близко

И восприятия полученных данных тесно взаимосвязаны. Рецепторы, которые получают информацию об окружающей действительности, передают нервные импульсы в мозг, где происходит анализ, переработка полученных сведений и возникает ответная реакция в виде представления о предмете или явлении, воздействующем на рецепторы. Причем такое воздействие некоторые из рецепторов должны получать при непосредственном контакте с объектом, а некоторые - через пространство. Так, к примеру, вкусовые ощущения возникают при попадании пищи в полость рта и на язык. А вот зрение позволяет видеть объекты на расстоянии. Восприятие полученных сведений через различные органы чувств и рецепторы - основной механизм познания мира человеком. Расстройства восприятия - сложная физиологическая и психологическая проблема.

Органы чувств и рецепторы

Помимо всем известных со школьной скамьи шести органов чувств организм человека воспринимает гораздо больше раздражителей. Так, есть рецепторы, отвечающие за восприятие тепла - холода, боли, а также ощущения своего тела. Так что наукой выделяются не шесть, а 9 видов ощущений:

  • зрение;
  • слух;
  • обоняние;
  • осязание;
  • эквибриоцепция - чувство равновесия;
  • вкус;
  • ноцицепция - восприятие боли;
  • термоцепция - чувство тепла;
  • проприоцепция - пространственное ощущение своего тела.

Получая сведения об окружающем мире при помощи различных рецепторов, мозг перерабатывает их в восприятия окружающей действительности.

Восприятия и медицинская практика

Если происходят какие-либо нарушения в организме человека, может возникнуть большая проблема - расстройства восприятия. Психиатрия как научная и практическая область медицины изучает эти нарушения и по мере возможности помогает исправлять их. Врачи-психиатры уже не одно столетие изучают расстройства восприятия, помогая не только самим пациентам, но и людям, окружающим их, жить с такими проблемами. Нарушения работы одного или нескольких органов чувств - это не всегда расстройства комплексного анализа окружающего мира. Человек, лишившийся зрения, знает, как выглядят предметы и цвета в действительности и при помощи работы остальных органов чувств может представить реальную картину окружающего его мира. В психиатрии расстройства процесса восприятия - это целый комплекс нарушений, вызванных не столько проблемами в работе рецепторов, сколько изменениями в процессах обработки полученной информации и получения окончательного результата.

Как проявляются расстройства восприятия?

Область психиатрии - особая сфера медицины, изучающая различные расстройства психики и их проявления. Это очень специфическая область человеческих знаний, которая оперирует понятиями "болезнь", "здоровье", "норма" и "патология" в отношении психического состояния. Одна из областей работы врача-психиатра - расстройства восприятия. Психиатрия подобные проблемы считает психическими патологиями. Расстройства ощущений и восприятия проявляются несколькими состояниями:

  • Анестезия проявляется неспособностью восприятия тактильных ощущений, вкуса и запаха. По своим проявлениям схожа с медицинской анестезией, вызываемой для отключения чувствительности болевых рецепторов у пациентов во время медицинских вмешательств.
  • Гиперестезия - расстройство чувствительности, обусловленное кажущимся усилением запаха, света, звука. Очень часто гиперестезия проявляется у больных, перенесших черепно-мозговую травму.
  • Гипостезия - обратное гиперестезии изменение чувствительности. Сенсорное восприятие уменьшает естественные раздражители. Страдают гипостезией больные депрессивными расстройствами, которым мир кажется тусклым, скучным.
  • Парестезии выражаются в ощущениях зуда, жжения, покалывания, "мурашек", обусловленных нарушениями кровоснабжения и иннервации. Зачастую парестезии возникают в зонах Захарьина-Геда: проблемы внутренних органов проявляются в виде неприятных, болезненных ощущений на определенных участках поверхности тела человека.
  • Сенестопатии - неприятные ощущения, возникающие внутри тела человека, их сложно описать словами, чаще всего больной использует яркие сравнительные образы, чтобы рассказать об этих ощущениях.

"Неправильные" ощущения иногда совпадают с клиническими проявлениями какой-либо болезни, причем не только из психиатрической практики. Грамотный или состояния - вот основа качественного лечения.

Основные расстройства восприятия

Психиатрия как область клинической медицины оперирует понятиями методологии, диагностики, лечения и профилактики. Для постановки диагноза необходимо четко знать проявления заболевания, в этом помогают клинические анализы, сбор анамнеза, лабораторные и инструментальные исследования. Категорийность суждений позволяет правильно интерпретировать полученные данные, чтобы поставить адекватный диагноз. Для обозначения определенных проблем психического здоровья в психиатрии выделяются две основные категории расстройства восприятия:

  • иллюзии;
  • галлюцинации.

Оба понятия у большинства людей вызывают достаточно негативные чувства, но сам больной не властен над ними, хотя во многих случаях подобные расстройства происходят из-за состояний, в которые человек загонят себя сам, например, наркотическое или алкогольное отравление. Некоторые виды расстройств восприятия могут возникать у совершенно здоровых в плане психиатрии людей.

Синяя гусеница из Страны чудес

"То, что ты видишь, но чего нет на самом деле" - вот она, галлюцинация. Проблемы в восприятии действительности такой, какая она есть на самом деле, проявляются возникновением псевдореальных образов. Психиатрия, изучая расстройства восприятия, галлюцинации определяет как образ, появившийся в сознании и определяемый как реально существующий, но без внешнего раздражителя, воздействующего на рецепторы человека. Эти образы появляются на пустом месте, если можно так сказать, из-за расстройства восприятия. Галлюцинации психиатрами делятся на несколько разновидностей:

  • - представляют собой яркие образы, для больного имеющие определенные формы, цвет, запах, издающие конкретные звуки. Истинные галлюцинации воспринимаются больным как проявление реальности через его органы чувств, он пытается ими манипулировать, как будто бы видимые им явления или предметы существуют в реальности. К тому же, по мнению больного, испытывающего истинные галлюцинации, все окружающие люди должны воспринимать их точно так же, как и он.
  • Псевдогаллюцинации воспринимаются больным как нечто неестественное, но реально существующее, оно лишено яркости, часто бестелесно, может происходить или из тела самого больного, или из областей, не подвластных его рецепторам. Зачастую ложные галлюцинации считаются больным насильственно вложенными в его организм при помощи специальных устройств, аппаратов, машин или из-за оказанного на него психического воздействия.

Помимо этих двух видов галлюцинации подразделяются также по тем органам чувств, которыми они могут быть вызваны:

  • висцеральные;
  • вкусовые;
  • зрительные;
  • обонятельные;
  • слуховые;
  • тактильные.

Каждый такой вид галлюцинации имеет свое научное определение и может быть разложен на несколько подвидов, что важно для клинической психиатрии.

Кстати, галлюцинации могут быть внушенные и вызванные. Одна из методик психиатрии использует симптом Ашаффенбурга, когда больному дают послушать заранее отключенный телефон, таким образом проверяя его готовность к слуховым галлюцинациям. Или же симптом Рейхардта - симптом чистого листа: больному дается абсолютно белый лист бумаги и предлагается рассказать о том, что на нем изображено. Галлюцинации могут быть и функциональными, возникающими на фоне раздражения тех или иных рецепторов и исчезающими после удаления раздражителя. Кстати, образ Синей гусеницы, покуривающей кальян на шляпке гриба, из сказки Льюса Керролла "Алиса в Стране чудес" многими расценивается как классическая галлюцинация.

Такая красивая иллюзия

В психиатрии выделяется еще один вид расстройства восприятия - иллюзии. С этим понятием знакомы все, даже те, кто не страдает расстройствами восприятия в психиатрическом плане. Люди часто употребляют выражение "красивая иллюзия, ужасная иллюзия". Так что же это такое? Научное определение одного из видов расстройства восприятия звучит как неправильное, ошибочное восприятие объектов, существующих в реальности. Обман чувств - вот что такое иллюзия. Например, иллюзия может возникать при недостаточном уровне раздражителя - в темноте очень легко принять очертания куста за фигуру человека. Так что возникновение иллюзий - это совсем не всегда область психиатрии. Характерными признаками иллюзии являются:

  • объект или явление, подвергающееся сенсорному искажению: фигура, голос, тактильное или пространственное ощущение;
  • искажение, неправильное восприятие и оценка реального объекта;
  • иллюзия основана на сенсорном восприятии, то есть на рецепторы человека на самом деле оказывается воздействие, но воспринимается оно несколько иначе, чем есть на самом деле;
  • ощущение ложного как реально существующего.

Расстройство зрительного восприятия - одна из частых иллюзий здоровых людей. Причем такая ошибка может иметь физический или физиологический характер. Физическая природа иллюзий к психиатрии не имеет никакого отношения, тому же миражу в пустыне есть пусть и не слишком простое, но доказанное точной наукой физикой логическое обоснование. Клиническая психиатрия рассматривает психопатологические иллюзии:

  • аффективные, возникающие на фоне страха или нервной возбудимости о грозящей опасности;
  • вербальные, т. е. словесные, иллюзии - отдельные слова или фразы, которые слышатся человеку;
  • парейдолические иллюзии - зрительные иллюзии, возникающие на фоне реального изображения домысливанием образов, например, рисунок на обоях может стать иллюзией устрашающего содержания картины; чаще всего такие иллюзии наблюдаются у творческих личностей, например, учеными установлено, что Леонардо да Винчи страдал от парейдолий.

Основа иллюзий - расстройства восприятий и представлений об окружающем мире. Они не всегда носят патологический характер. Часто они вызваны искажением восприятия на фоне неправильной оценки работы рецепторов.

Мышление и память при расстройствах восприятия

Что отличает человека разумного от всех других живых существ? Способность мыслить. Мышление - основной познавательный процесс, который объединяет в логическую картину окружающий человека мир. Мышление неразрывно связано с восприятием и памятью. Все процессы, которые характеризуют человека как существо разумное, тысячелетиями изменялись, развивались и трансформировались. И если для начала нужно было только лишь приложить физическую силу, чтобы удовлетворить свои естественные потребности (еда, размножение и самосохранение), то с течением времени человек научился выстраивать логические цепочки - мыслить, чтобы получить необходимый результат с приложением меньших физических усилий и вреда своему здоровью и жизни. Для закрепления полученного благоприятного результата стала развиваться память - краткосрочная, долговременная, а также другие психические функции, свойственные людям, - воображение, умение видеть перспективу, самоосознание. Симбиоз расстройства восприятия и мышления - психосенсорные расстройства. В психиатрии эти расстройства делятся на два основных вида:

  • деперсонализация может проявляться и неверными ощущениями своего тела, так называемая психическая деперсонализация, и искаженными понятиями своего собственного "я" - психическая деперсонализация;
  • дереализация проявляется в искаженном восприятии окружающего мира - пространство, время, размеры, формы окружающей действительности воспринимаются больным как искаженные, хотя он абсолютно уверен в правильности именно своего видения.

Мышление - особенность человека. Разумное мышление подвергается опровержению с нарушениями восприятия. Психиатрия как область клинической медицины старается найти способы устранения разногласий, вызываемых нарушениями восприятия у психических больных. При расстройствах восприятия больные проявляют и расстройство мышления - бред, навязчивые или которые становятся смыслом жизни такого человека.

Психиатрия - сложная наука о психических заболеваниях человека, областью которой являются и расстройства восприятия, и памяти, и мышления, а также других психических функций. Причем любые проблемы с психическим здоровьем чаще всего связаны целым комплексом психических функций - от работы органов чувств до краткосрочной или долгосрочной памяти.

Почему нарушается восприятие действительности?

При столкновении с проблемами психиатрического характера возникает вопрос: в чем причины расстройств восприятия? Их может быть целый комплекс: от алкогольного и наркотического отравления до патологического состояния психики человека. Психические болезни достаточно сложно диагностируются, часто это связано с тем, что человек не может точно описать свои ощущения, события, которые с ним происходили или происходят, а начальные этапы болезни не всегда заметны окружающим. Нарушения восприятия могут развиться как следствие каких-либо заболеваний внутренних органов или систем, а также из-за нарушения процессов обработки полученной информации, ее анализа и получения конкретного результата. Психиатрическая практика на данный момент не может абсолютно точно определить причины развития расстройства восприятия, кроме интоксикаций, когда механизм патологии точно определяется отравляющим веществом. Нарушения восприятия действительности могут и должны вызывать настороженность у окружающих людей, так как зачастую сами больные не спешат обращаться к специалистам, не считая эти нарушения чем-то патологическим. Вовремя выявленная проблема с восприятием окружающей действительности может помочь больному избежать серьезных проблем. Искаженная реальность - огромная проблема как для больного, так и для окружающих его людей и в психическом, и в физическом плане.

Детские фантазии и расстройства восприятия

Детская психиатрия и психология - особый вид медицины. Дети - большие фантазеры и выдумщики, а повышенная реактивность детской психики и незначительный жизненный опыт не дают ребенку возможности вовремя самостоятельно скорректировать ненастоящие ощущения. Именно поэтому расстройства восприятия у детей - это особая сфера педагогики, психологии и психиатрии. Зрительные и слуховые иллюзии - одна из составляющих детства каждого человека. Рассказанная на ночь страшная сказка становится для малыша реальным кошмаром, прячущимся под кроваткой или в шкафу. Чаще всего такие расстройства возникают в вечернее время, сказываются усталость и сонливость ребенка. Страшные сказки и истории, особенно рассказанные малышу на ночь, могут стать основой для развития невротического состояния. Галлюцинации возникают у детей чаще всего на фоне заболеваний соматического и инфекционного характера как следствие повышения температуры тела. Возраст наиболее частого проявления таких нарушений - 5-7 лет. Галлюцинации подобного характера элементарны - искры, контуры или образы людей, животных, а из звуков детям слышатся окрики, стук, голоса птиц или животных. Все эти видения воспринимаются ребенком как сказка.

Дети разного возраста могут страдать и от проявлений шизофрении. В этом случае все галлюцинации приобретают сложный, зачастую зловещий характер. Сюжет галлюцинаций сложный, часто несущий опасность для здоровья или даже жизни малыша. Для детей более старшего подросткового возраста, а это 12-14 лет, характерно развитие вкусовых и тактильных галлюцинаций, ребенок начинает отказываться от ранее любимой еды, меняются его характер и поведение.

В особую группу педиатрия и детская психиатрия выделяет детей с врожденными нарушениями восприятия. В этих случаях ребенок растет и учится компенсировать недостаток одних ощущений усилением развития других сенсорных способностей. Классический пример - ребенок с врожденной тугоухостью отличается отменным зрением, подмечает мельчайшие детали, обращает большее внимание на незначительные подробности окружающей действительности.

Восприятие - основа познания окружающего мира во всех его проявлениях. Для того чтобы чувствовать, человеку даны шесть органов чувств и девять разновидностей рецепторов. Но помимо ощущений, полученная информация должна быть передана в соответствующие отделы головного мозга, там пройти процесс переработки и анализа, составления общей картины действительности на основании комплекса ощущений и жизненного опыта. Результат восприятия - картина окружающей действительности. Нарушения хотя бы в одном звене цепочки получения картины мира ведут к искажению реальности. Психиатрия как область клинической медицины изучает причины появления, ступени развития, признаки и симптомы, способы лечения и профилактики расстройств восприятия как отдельных явлений, так и компонентов общих проблем со здоровьем человека.