Большая дорога. Путешествие по Брянску Идеи и теории ученого в контексте его профессиональной деятельности

В. П. Ильенков родился 12 (24) марта 1897 года в с. Шилово-Смоленское (ныне Дорогобужского района Смоленской области) в семье священника. После четырёх классов смоленской духовной семинарии, в 1915-1917 годах учился на историко-филологическом факультете Юрьевского университета (не окончил). В 1917 году призван в армию. В 1928-1930 годах редактор газет «Наша деревня» и «Брянский рабочий». В 1930 году переселился в Москву, до 1932 года был организационным секретарем РАПП. Публиковался с 1929 года. В Москве жил с семьёй в знаменитом «писательском доме» в Камергерском переулке. Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом газеты «Красная Звезда», кроме того, его рассказы печатались в «Правде» и в ряде журналов. В 1942 году они были изданы отдельным сборником «Родной дом». Военные рассказы В. П. Ильенкова объединены темой глубокого советского патриотизма и неисчерпаемой жизненной силы советских людей, являющихся залогом их победы над тёмными силами гитлеризма. Романы Ильенкова отражают социалистическое строительство. Рассказы хвалили за отсутствие надуманных сюжетов и погони за эффектами, за удачные описания природы и мастерство диалога.

Награды и премии

  • Сталинская премия третьей степени (1950) - за роман «Большая дорога» (1949)

Книги

  • Большая дорога 1949 (роман о колхозе-миллионере)
  • На тот берег, 1945 (сборник рассказов)
  • Рассказы, 1955
  • Конский цех, 1931
  • Ведущая ось, 1931 (роман)
  • Богатство, 1947 (сборник рассказов)
  • Солнечный город, 1935 (роман о строительстве Курского металлургического комбината)
  • Площадь цветов, 1944 (пьеса)
  • Родной дом, 1942 (сборник рассказов)
  • Личность, 1938 (сборник рассказов)

Источники

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. - М.: РИК «Культура», 1996. - 492 с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8

Поэт меняет профессию

Алексей Смирнов, «АиФ Урал»: Андрей Игоревич, в «Стране ОЗ» вы сыграли роль русского интеллигента, волею судьбы ставшего продавцом в ночном киоске. Жизненный опыт пригодился? Чем запомнились съёмки?

Андрей Ильенков: Формально эта роль - главная в фильме. У меня действительно был период, когда я полгода работал в ночном ларьке. Правда, время было совсем другое: мне было 25 лет, и это были 90-е. Но режиссёр Василий Сигарев сказал: а давай представим, что это некий забытый ларёк, затерявшийся во времени. Раньше я никогда в кино не снимался, было интересно, хотя иногда - эмоционально тяжело. Камеры не боялся, со звёздами, особенно с Александром Башировым, общались нормально. В принципе, собой я доволен, но сам процесс съёмок мне не понравился. Слишком утомительно. При том что у меня была сравнительно лёгкая роль, я в основном сидел и разглагольствовал. Но теперь я понимаю, за что звёздам кино платят такие большие деньги…

- Сегодня существует такое явление, как русская интеллигенция?

Андрей Ильенков. Родился в 1967 году в Челябинске. Служил в армии, учился в мединституте, сменил более десятка профессий. В 1998 году окончил факультет филологии УрГУ, позднее – аспирантуру. Защитил кандидатскую диссертацию по творчеству Александра Блока. Один из авторов сценария и исполнитель роли в фильме «Страна ОЗ». Руководит отделом прозы в литературном журнале «Урал». Член Союза писателей России.

Думаю, да. Люди, которым важны не только свои, но и общественные интересы, были и будут всегда. Причём не важно, гуманитарий ты или технарь (яркий пример последнего - академик Сахаров). Возьмём XIX век. Никто не говорил, что Тургенев - интеллигент. А вот Чернышевский интеллигент бесспорно. Хочу отметить, что себя интеллигентом не считаю. Все эти вопросы меня, несомненно, интересуют, но я их нигде не озвучиваю, никогда не отстаиваю и не готов отдать за них жизнь.

- Вы с 2000 года возглавляете отдел прозы в журнале «Урал». О чём сейчас пишут? Присылают много?

О том же, о чём и всегда. Вне зависимости от того, графоман ты или нет, главным образом людей интересуют вечные темы: жизнь и смерть, вой-на и мир, любовь и судьба… Естественно, что все пишут о них по-разному, но количество рукописей, присылаемых нам, огромно. Представьте себе: сначала все тексты просматривают редакторы, которые «бракуют» очень много, а я читаю только оставшееся. Из этого отбираю примерно половину. Но даже после того, как всё одобрено и согласовано, люди ждут по году и больше, чтобы напечататься у нас.

Главную роль в новогодней трагикомедии «Страна ОЗ» сыграла Яна Троянова, но Андрей Ильенков уверен, что его герой в кинокартине не менее важен. Фото: скриншот youtube

«Мы Москве не интересны…»

- Вы больше поэт или прозаик? Количество читателей для вас важно?

Считаю себя поэтом, но больше известен (если это можно назвать известностью) как прозаик. Мне раньше часто говорили: зачем ты пишешь всю эту «попсовую» прозу, ведь у тебя такие гениальные стихи. Но, то, что мои стихи гениальны, знают с десяток человек, а прозу читали сотни. Однако вообще количество читателей важно для коммерческого успеха, для процесса творчества их число не имеет никакого значения. Проблема ещё и в том, что, если автор раскручен, ему, чтобы «быть на плаву», приходится писать всё время. А результаты часто бывают плачевны. Уж на что, казалось бы, талантлив Стивен Кинг, но и он порою пишет «что попало». Та же история - с Борисом Акуниным. Популярный писатель на самом деле - это тяжёлый крест. Но, слава Богу, это не обо мне.

- То есть «ни дня без строчки» - это не ваше?

Совсем не моё. Раньше, когда мне было лет 25-30, я старался много писать, а потом смотрю: из всего, что я написал, остаётся в лучшем случае 20%, остальное никуда не годится. И тогда я решил: не лучше ли сразу писать эти самые 20%? Сегодня у меня есть неопубликованные юношеские стихи, всё остальное - опубликовано.

- Вы согласны, что московская и питерская литературные тусовки смотрят на нас несколько свысока?

Когда у нас в 2015 году проходил фестиваль «Толстяки» на Урале», была возможность пообщаться со всеми столичными редакторами. И у меня возникло ощущение, что им просто не очень нужны все остальные. Они как-то сами по себе. Москва - огромный город, где много издательств, журналов и писателей. И они подсознательно думают: а зачем нам кто-то ещё, у нас и так всё есть. Это не презрение, это отсутствие интереса. Чтобы пробиться в Москве и Питере, это надо постараться. А стараться хотят не все. Как выразилась наш писатель Ольга Славникова, талант талантом, но надо ещё и телодвижения совершать.

- Всемирная Паутина - хорошая вещь?

Интернет облегчает многие рабочие процессы, но он же и мешает. Для коммуникации Сеть хороша, но, скажем, как энциклопедия никуда не годится. Например, у меня дома нет Интернета, и, когда его предлагали провести, я отказался. Людям иногда кажется, что там есть всё, но это иллюзия. Интернет - это огромное количество банальной информации. Но как только тебе нужно что-то более узкое, чем читают все, ты выясняешь, что нет ничего. Тысячи ссылок ведут в конечном итоге к одному первоисточнику.

Кадр из фильма «Страна ОЗ». Фото: скриншот youtube

Любая революция - зло

- Писатели в России условно делятся на патриотов и либералов. Вы относите себя к какому-то лагерю?

У меня есть совершенно чёткие взгляды, в том числе на ситуацию в стране, и они не совпадают ни с теми, ни с другими. Пишу я по большому счёту для себя. С одной стороны, я вообще противник не только либеральной политики и идеологии, но даже их «мыслительной парадигмы». С другой - я согласен, что противники либералов часто люди весьма ограниченные, и к патриотам себя также не отношу. Но в классическом понимании этого слова, я, безусловно, патриот России. Это естественно. Быть патриотом какой-то другой страны было бы нелепо.

- Власть должна помогать художнику?

Власть помогает художнику, который льёт воду на мельницу самой власти. Может быть, он это делает искренне, а может быть - по расчёту, но это нормальная ситуация. Во времена СССР хорошо жили те писатели, которые были нужны советскому государству. Сегодня об отсутствии помощи от властей часто говорят сами художники. «Нас не замечают!». А с какой радости? Если тебя не замечают - ты либо не нужен, либо не заслуживаешь, чтобы тебя заметили. Это всё равно, что требовать любви…

В этом году в России отмечается 100-летие двух революций - Февральской и Октябрьской. Как относитесь к событиям тех дней? Сегодня подобное возможно?

Любая революция - это всегда зло, зло во всех отношениях. После неё всем становится хуже. Кроме самих революционеров, которые, как правило, живут недолго. Я не государственный деятель и не хотел бы им быть, но уверен: революций нельзя допускать ни в коем случае. И если правительство её допустило, это плохое правительство. Можно применять политику кнута и пряника, сесть за стол переговоров, кого-то наказывать, кому-то помогать, но если дело дошло до применения силовых структур и армии - всё уже плохо. Вспомним распад СССР. Когда пустили в ход войска - было уже поздно…

Но мне почему-то кажется, что в нынешней России ситуация 100-летней давности повториться не должна. Тогда напряжённость в стране дошла до предела, именно поэтому народ в общей своей массе и поддержал новую власть.

Вы как-то написали о себе: «К тридцати шести годам я не очень поумнел по сравнению с двадцатью шестью». Сейчас вам сорок девять. Можете сказать, что поумнели?

Конечно, не поумнел, но некоторый жизненный опыт приобрёл. Сегодня я уже не очень часто наступаю два раза на одни и те же грабли. Хотя и такое бывает…

Василий Павлович Илье́нков (1897-1967) - русский советский писатель. Лауреат Сталинской премии третьей степени (1950). Член РКП(б) с 1918 года. Отец философа Э. В. Ильенкова.

Биография

В. П. Ильенков родился 12а в с. Шилово-Смоленское (ныне Дорогобужского района Смоленской области) в семье священника. После четырёх классов смоленской духовной семинарии, в 1915-1917 годах учился на историко-филологическом факультете Юрьевского университета (не окончил). В 1917 году призван в армию. В 1928-1930 годах редактор газет «Наша деревня» и «Брянский рабочий». В 1930 году переселился в Москву, до 1932 года был организационным секретарём РАПП. Публиковался с 1929 года. В Москве жил с семьёй в знаменитом «писательском доме» в Камергерском переулке. Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом газеты «Красная Звезда», кроме того, его рассказы печатались в «Правде» и в ряде журналов. В 1942 году они были изданы отдельным сборником «Родной дом». Военные рассказы В. П. Ильенкова объединены темой глубокого советского патриотизма и неисчерпаемой жизненной силы советских людей, являющихся залогом их победы над тёмными силами гитлеризма. Романы Ильенкова отражают социалистическое строительство. Рассказы хвалили за отсутствие надуманных сюжетов и погони за эффектами, за удачные описания природы и мастерство диалога.

В послевоенные годы на даче Ильенкова в Переделкино жил с семьей вернувшийся из ссылки Николай Заболоцкий.

В. П. Ильенков умер 23 января 1967 года. Похоронен рядом с сыном на Новодевичьем кладбище (участок № 8)

Награды и премии

  • Сталинская премия третьей степени (1950) - за роман «Большая дорога» (1949)

Книги

  • «Конский цех» (1931)
  • роман «Ведущая ось» (1931)
  • роман «Солнечный город» (1935) - о строительстве Курского металлургического комбината)
  • сбориник рассказов «Личность» (1938)
  • сборник рассказов «Родной дом» (1942)
  • пьеса «Площадь цветов» (1944)
  • сборник рассказов «На тот берег» (1945)
  • сбориник рассказов «Богатство» (1947)
  • роман «Большая дорога» (1949)
  • рассказы (1955)

Ильенков Василий Павлович (1897-1967) - советский писатель, автор романов, пьес, статей и очерков. Лауреат Сталинской премии по литературе за 1949 год за роман "Большая дорога".

Василий Павлович родился 12 марта 1897 года в селе Шилово-Успенское, Смоленской губ., в семье священника отца Павла (ум.1903) и Евгении Ивановны Руженцевой. Окончил Успенское земское училище, Вяземское духовное училище. В 1911-1915 годах учился в Смоленской духовной семинарии (4 года). Не окончив семинарию, в 1915г. поступил на историко-филологический факультет Юрьевского Университета. Через 2 года, в мае 1917 г. был призван на военную службу - зачислен в студенческий Царицынский корпус, а потом - в Одесскую школу прапорщиков. Находясь в армии, он тяжело заболел и был освобожден от несения службы из-за болезни сердца. Василий возвращается домой на Смоленщину. Ветер революционных перемен захватил молодого Ильенкова: в сентябре 1918 г. он вступает в РКПб.; сначала работает в Дорогобуже секретарем УКОМА, затем - в Смоленске заведует Губернским Отделом Народного Образования. Начинает публиковать рассказы. Печатается в журналах Смоленска, затем работает главным редактором газеты "Брянский рабочий". С 1931 года возглавляет отдел прозы в журнале "Октябрь". Публикует романы "Ведущая ось" (1931), Солнечный город" (1935), рассказы.

Совсем перед войной становится корреспондентом газеты "Красная звезда". В статье "Эти годы были лучшими в моей жизни"у, которая опубликована 25 марта 1997 года и была посвящена 100-летию со дня рождения В.П.Ильенкова, главный редактор "Красной звезды" военных лет, генерал-майор в отставке Давид Ортенберг рассказал следующее:

"С писателем Василием Павловичем Ильенковым мы впервые познакомились в конце сорокового года на финской войне. Его мобилизовало для нас Главное политическое управление Красной Армии. Должность любого писателя во фронтовой печати в годы войны была известна: корреспондент! Раньше или позже новоиспеченного "краснозвездовца" отправляли за материалом в боевую часть… Ильенков нам сразу понравился: тихий, раздумчивый. Высокий, сутулый, волосы с проседью. Был он старше всех нас, и при нем даже неугомонные газетчики старались держать себя тише.

В первый же день приезда, отвергая все предложения отдохнуть, он сделал для газеты репортаж о товарищеском суде над солдатом, уснувшим на боевом посту, сочинил очень интересную, эмоциональную статью на такую, казалось бы, прозаическую, но очень важную тему, как "Береги винтовку!" А главным в его творчестве были очерки о сражениях с белофиннами: о ездовом Василии Стаханове, лейтенанте Александре Крихе и др. воинах, с которыми он встречался на артиллерийских позициях, в блиндажах, окопах. Удивительно хорошо получались у него очерки. Сочными мазками рисовал журналист характер людей. Мастер тонких деталей, он глубоко проникал во фронтовой быт…Василий Павлович вернулся с передовой, сдал очерк "Подвиг Евсея Аникеева" и свалился как подкошенный от воспаления легких…". Он сильно переживал, что своей болезнью подвел редакцию. Его писательский и корреспондентский труд, несмотря на короткое время работы в газете, были отмечены орденом Красной Звезды.

Василий Павлович Ильенков на фронте (крайний справа).

Василий Павлович Ильенков прошел всю Отечественную войну, работая военным корреспондентом "Красной звезды" и "Правды". Главный редактор Д.Ортенберг отметил: "За годы войны, пожалуй, никто не напечатал столько рассказов, сколько Ильенков. Несмотря на то, что на полосах газеты было тесно, его рассказы не залеживались. И не только потому, что отличались интересным сюжетом, красочным языком, но и потому, что в них находили отражение самые злободневные, остро волнующие всех события войны."

"Первая статья Ильенкова В.П. в "Красной Звезде" была опубликована уже 26 июня 1941 года. Ее важность и значимость не подлежит сомнению. Дело в том, что в первые несколько дней у нас еще не было сведений и материалов о бесчинствах, зверствах немецких захватчиков в отношении мирного населения. Еще не успели наши спецкоры прислать свои сообщения о произволе, бандитизме, терроре фашистов в советских селах и городах.

И вот заходит ко мне Ильенков и рассказывает, что в 1939 году он участвовал в освободительном походе наших войск в Западную Белоруссию. Когда подошли к Белостоку, оказалось, что его заняли немцы. Воровским порядком они пересекли демаркационную линию. Писатель видел этих надменных и нахальных завоевателей, следы их бесчинств и кровавых злодеяний. До ниточки они ограбили население, сожгли много деревень. В незарытых ямах, заполненных водой, лежали трупы истерзанных и убитых гитлеровцами местных жителей - стариков, женщин, детей. Фашисты не разрешали их хоронить.

-Я еще в ту пору написал об этом, - сказал Василий Павлович.- Но тогда не печатали…

Я перебил писателя: "Давайте весь материал сюда". Он принес две статьи. Мы сразу их напечатали. Так появилась в "Красной Звезде" статья Ильенкова "Зверства фашистских разбойников". Она предупреждала советских людей о том, что несут с собой поработители. И только несколько позже стали появляться материалы о злодействах гитлеровцев, увиденных другими нашими спецкорами на родной земле.

Василий Павлович Ильенков (слева) в Белостоке. Ноябрь 1939 года.

На начальном этапе войны Ильенков больше писал очерки, которые шли под рубрикой "Герои Отечественной войны". Собственно, на Василии Павловиче этот раздел первое время и держался. Тогда, в июне и июле 41-го, немало надо было потратить сил, чтобы раздобыть материал о первых героях, рассказать о них. И журналист денно и нощно не вылезал из воюющих рот, полков и дивизий." (Ортенберг 25.3.1997 Красная Звезда)

В начале июля был напечатан очерк о летчике, сбившем за день 3 немецких самолета под названием "Летчик-истребитель Кузнецов". Хотя главному редактору заголовок не понравился, Ильенков настоял на своем. "Поймите. Надо обязательно вынести в заголовок имя героя. Подвиги могут быть одни и те же. Главное - человек. Пусть весь фронт запомнит его имя…"

"Ильенков умел находить темы, которые волновали всех читателей газеты, умел многое увидеть и услышать, чтобы привезти в редакцию воистину гвоздевой материал"

Первым о Маресьеве написал В.П.Ильенков. Он встречался с летчиком в госпитале, в Сокольниках, 28 ноября 1943 года и опубликовал в "Красной звезде" рассказ "Воля", в основу которого положил подвиг Маресьева. Фамилия, однако, была заменена на Алексея Петрусьева. А уже книгу "Повесть о настоящем человеке" о летчике, сбившем два вражеских самолета, написал Борис Полевой, но уже после войны.

В.П.Ильенков прошел всю войну - до Берлина с нашими войсками, беседовал с солдатами и командирами и писал о них статьи в газеты, подробно излагал ход боев - захват Можайска, бои в г.Белом, под Ольховаткой и др.

Критико-библиографическая справка о романах В. Ильенкова

«Ведущая ось» и «Солнечный город»

«Ведущая ось» - первый роман В. Ильенкова. В основу романа положены события 1927 - 29 г.г. на крупном паровозостроительном заводе в Бежице, Брянской области, где автор в то время был на партийной работе.

На завод возвращается бывший его рабочий, получивший высшее образование, молодой коммунист Семен Платов. Его неодобрительно встречает группа старых инженеров, объединенных враждебным отношением к социалистическому строю; они ведут подрывную работу, стараясь всячески расстроить производство, используя в своих целях отсталые элементы в рабочем классе - погоню за рублем, бездумное отношение к труду и социалистической собственности. Вследствие поломки ведущей оси паровоза, выпущенного заводом, происходит крушение поезда. Виновники катастрофы пытаются прикрыться теорией усталости металла. Инженер Платов, опираясь на помощь передовых рабочих, разоблачает истинных виновников преступления.

Роман, опубликованный в 1935 году в журнале «Октябрь», вызвал острую дискуссию. А. Серафимович дал роману высокую оценку, подчеркивая его достоинства и значение, как одного из первых произведений советской литературы о рабочем классе («Правда», 21 февраля 1932 г., «Живой завод»).

М. Горький писал, что «роман Ильенкова чрезмерно расхвален группой литераторов во главе с А.С. Серафимовичем». Указывая на существенные недостатки романа, в частности, на неудачное словотворчество, критикуя другие промахи автора, «которые не украшают его серьезный роман», М. Горький в то же время отмечал, что роман написан талантливым литератором: «Ильенков, бесспорно, талантлив»; «о положительном значении романа Ильенкова я не буду говорить, повторю только, что автор - человек несомненно талантливый, способный на большую работу» (М. Горький, «По поводу одной полемики», «Известия», 26 апреля 1932 г.).

Подготавливая роман к печати отдельным изданием, автор учитывал критические замечания, сделанные в ходе дискуссии, и книга вышла уже в новой редакции в конце 1932 года (ГИХЛ).

В 1935 году вышел из печати (ГИХЛ) роман «Солнечный город», являющийся продолжением романа «Ведущая ось». В основу этого романа положена проблема курской магнитной аномалии.

Еще до революции ученый Шубин вел безуспешные поиски магнитной железной руды. В 20-е годы, при горячей поддержке В.И. Ленина, он продолжил поиски, но обнаружил лишь залежи бедной железом руды, и дело заглохло после смерти Ленина. Заинтересовавшись этой проблемой, инженер Платов вместе с Шубиным возобновляет поиски железного клада в недрах земли, поднимет на это дело комсомольцев. Преодолевая большие трудности и лишения, они обнаруживают богатые залежи руды и на базе ее начинается строительство шахт и города, который они называют солнечным. Сюда устремляются тысячи людей из деревень и здесь, на социалистической стройке, в острой борьбе с отсталыми элементами в своей среде, становятся на путь новой жизни.

То, что в 1935 году, когда был опубликован роман «Солнечный город», было только мечтой, в наши дни стало реальной действительностью: Курская магнитная аномалия превратилась в мощную металлургическую базу страны и уже выстроены города, о которых мечтали комсомольцы.

Роман «Ведущая ось» переиздавался в 1933 году (второе и третье издания, в издательстве «Советский писатель»); в 1934 году (четвертое издание, ГИХЛ); на немецком и английском языках - в 1935 году; на еврейском - в 1934 году; на белорусском - в 1936 году. Роман печатался из номера в номер в газете «Юманите» для Эдьзас-Лотарингии в 1935 году, в органе Швейцарской компартии «Базельс-Форвертс» - в 1935 году.

Роман «Солнечный город»: первое издание (ГИХЛ) - 1935 г.; второе - («Роман-газета») - 1935 г.; третье - (ГИХЛ), 1936 г.; четвертое - («Советский писатель», 1937 г.)

Критика: О. Войтинская, «Литературная газета», 1935 г.; В. Щербина, журнал «Октябрь», 1936 г.

Романы «Ведущая ось» и «Солнечный город» являются книгами, составляющими одно произведение о коммунистах. В настоящее время автор, существенно перерабатывая текст прежних изданий, готовит оба романа к изданию в одной книге под названием «Идущие впереди».