Храм успения богородицы в гончарах. Храм успения пресвятой богородицы в гончарах Храм успения пресвятой богородицы в гончарах адрес

Церковь Успения Божией Матери в Гончарах, в Спасской слободе

Гончарная ул., 29, угол Успенского, ныне 5 Котельнического, пер., 3

"Название "Гончарная улица" было дано по бывшей здесь в XVII в. слободе гончаров. Память об этой слободе хранится в названии стоящей в конце улицы церкви Успения в Гончарах, построенной в 1654 г. (колокольня - 1790 г.) и украшенной красивыми изразцами работы гончаров этой слободы".

"Церковь значится в 1625 г. В 1632 г. восстановлена после польского разорения" .

"Церковь существовала до Романовых, так как получала ругу. После поляков лет 20 не восстанавливалась, почему в 1632 г. записана как новоприбылая. Каменная освящена 15 марта 1654 г. В 1702 г. с запада пристроена однобокая трапезная с престолом Тихона Амафунтского, освящена в ноябре этого года. В 1802 г. придельный алтарь вынесли вперед во вновь сделанную пристройку, примыкающую ко главной церкви с юга. Колокольня середины XVIII в. Внутри главный иконостас середины XVIII в., поновленный в XIX в., есть отдельные иконы XVII в., в том числе Тихона Амафунтского".

"По-видимому, первоначальный деревянный храм на этом месте был сооружен в первой четверти XVII в., ибо в 7140 (1632 г.) он значится по писцовым книгам как "новоприбылой". Каменная однопрестольная церковь известна в документах с 1654 г. В начале XVIII в., к ней с южной стороны пристраивается придел по имени св. Тихона еп. Амафунтского ("1702 г. ноября 2, выдан антиминс в новопостроенную церковь Тихона Чудотворца, что в приделе настоящей Успенской церкви, в Гончарах за Яузою" - по кн. ). В 1773 г. на Гончарной улице был пожар, от которого несколько пострадала и церковь. В 1812 г. храм Успения был осквернен французами, а находившиеся в приходе 11 дворов - все до единого преданы огню.

Главной святыней храма является образ Божией Матери "Троеручицы", представляющий собой хороший список с одноименного чудотворного образа, находящегося в Хиландарском монастыре на Афоне. Верующие необычайно чтут эту икону, и ежедневное молебствие перед ней относится в давним традициям церкви Успения в Гончарах".

"Согласно кн. надпись на иконе Троеручицы гласит, что 28 июня 1661 г. с Афона из Хилендарского монастыря был прислан в Москву список с тамошнего образа Троеручицы в качестве дара архимандрита Феофана по поручению Антиохийского Патриарха Макария Патриарху всея Руси Никону. Список этот был поставлен в 1663 г. в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре. В 1716 г. был сделан с него в свою очередь список, который и находится ныне в церкви Болгарского подворья, где праздник ему отправляется 28 июня ст. ст.".

"С 17 июля 1948 г. начинается новая глава в истории храма: с благословения Патриарха Алексия он передан в качестве подворья Болгарской Православной Церкви, и настоятелем назначен архим. Мефодий (Жерев)".

"При ремонтных работах летом 1949 г. было обращено внимание на маленькую главу над южным приделом. Тамбур и барабан ее были покрыты двумя слоями масляной краски, из-под которой выступали какие-то рельефные изображения. Оказалось, что под краской находятся произведения искусных мастеров Гончарной слободы, украсивших в свое время храм художественными изразцами, расположенными также и вдоль северной стены храма. Когда специалисты расчистили масляную краску, то под ней оказался редкостный образец московского "ценинного дела", процветавшего в Гончарной слободе во времена постройки церкви. В обнаруженной монументальной керамике, наряду с орнаментальными и архитектурными мотивами, имеются изображения человеческих фигур. Каждая из них составлена из трех крупных квадратных изразцов размером 40x40 см, на которых изображены четыре евангелиста. Изразцы дают своеобразную трактовку евангелистов в ярких зелено-красных одеждах, с белыми лицами и руками - на глубоком синем фоне, с желтыми нимбами, с Евангелиями в руках и с надписями, в обрамлении весьма своеобразных изразцовых пилястр. Цилиндр главы, поставленный на восьмигранник, покрыт сплошным орнаментальным ковром изразцов разнообразного профиля. Этот ковер изображает поле, усеянное цветами. Под железным козырьком, покрывающим восьмигранник сверху, также обнаружены изразцы, которые образуют керамическое покрытие, связывающее восьмигранник с цилиндром. Замечательны лица евангелистов - это настоящие народные русские лица, с русской бородой и характерно подрезанными "под скобку" волосами".

"Трапезная со стороны улицы также украшена фризом из цветных изразцов. Большинство их сделано "государевым ценинных дел мастером" Степаном Ивановым Полубесом".

"Вторым настоятелем подворья с 1950 по 1955 г. был архим. Максим, будущий Патриарх Болгарский. 1 ноября 1973 г. в его присутствии состоялось празднование 25-летия Болгарского подворья".

"4 июня в связи с пребыванием в 1978 г. в Москве Патриарха Болгарского Максима состоялось празднование 30-летия Болгарского подворья в Москве, в храме Успения в Гончарах. Настоятель подворья архим. Наум (Шотлев) был удостоен награды Русской Православной Церкви - ордена св. кн. Владимира II степени". "В 1988 г. подворье отметило 40-летие".

В 1930-е гг. храм не закрывался. На колокольне сохранились колокола, в которые регулярно звонят. Снаружи на улице на западной стене храма находится список с иконы Божией Матери "Троеручица". Церковь, вместе с "оградой и воротами начала XIX в.", находится на государственной охране под № 86.

"По почину возрожденного Московского Сводного казачьего полка 31 марта (ст. ст.) в день гибели генерала Лавра Корнилова в церкви Успения в Гончарах была отслужена панихида по всем казакам, вождям и воинам Русской армии, "за веру и Отечество живот свой положившим". Впервые за долгие годы были помянуты оболганные историками Корнилов, Колчак, Каледин, Деникин, Дутов, Юденич, Шкуро, Мамонтов, Дроздовский и другие командиры Русской армии".

Символика в архитектуре: о чем расскажут фасады зданий?

Успенская церковь получилась небольшой и уютной. В ее оформлении участвовал живший неподалеку мастер Степан Полубес. Его изделия стали своеобразной рекламой гончарной слободы. Полихромные изразцы украшают придел церкви и трапезную. На северном фасаде они создают широкий фриз, а южная сторона храма украшена небольшими вставками.

Это неслучайно, ведь изразцовое искусство и секрет изготовления непрозрачных глазурей (эмалей) в Россию принесли в конце XV века белорусские мастера, бежавшие в Москву от польских и литовских угнетателей. Тогда в декоре и стали использовать керамические плиты с рельефным узором. А о том, как развивалось русское изразцовое искусство, можно узнать в музее Мостовой башни на Измайловском острове.

Главной святыней Успенского храма в Гончарах является чудотворная икона Божией Матери «Троеручица». Она получила название в память исцеления Богородицей отсеченной руки святого Иоанна Дамаскина.

Что есть что в церкви

В России есть несколько списков с образа Троеручицы. Некоторые из них также считаются чудотворными. А в 1661 году один список прислали из Афонского Хилендарского монастыря в дар Патриарху Никону и выставили в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре. В 1716 с него сняли другой список, который хранится в храме Успения Богородицы в Гончарах.

Сейчас для облегчения доступа к иконе на наружной западной стене храма в изразцовом киоте размещается еще один ее список. Также здесь с 1985 года находится Болгарское подворье, и в церкви можно приобрести альбом Патриарха Болгарского Неофита.

Одно из древнейших культовых сооружений Москвы.

Местность в Заяузье, в которой проживали представители различных ремесел, ограничивалась Земляным Валом , а на месте Таганской площади располагались единственные ворота. Плотность населения в этой части Москвы была одной из самых высоких.

Каждая ремесленная община имела свою церковь для богослужения. Не стали исключением и гончарных дел мастера.

История церкви Пресвятой Богородицы на Гончарной улице

Первые упоминания о церкви Пресвятой Богородицы на Гончарной улице, еще деревянной и построенный в Гончарной Слободе, относятся к самому началу XVII века.

В 1654 году Успенский храм выстроили уже из камня. Сначала он был однопрестольным.

В 1702 году к церкви была пристроена трапезная с приделом в честь Епископа Амафунтского, Тихона. Между 1764 и 1774 годами построили трехъярусную колокольню, выполненную в стиле послепетровского барокко. Тогда же храм впервые покрасили в цвета, которые выдержаны до сих пор.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах получился маленьким и уютным. Изразцы, сохранившиеся до сих пор, были изготовлены Степаном Полубесом, мастером этого искусства.

Главная святыня церкви - чудотворная икона Божьей Матери, известная как «Троеручица». Это название дано иконе в память о сотворенном чуде - исцелении Иоанна Дамаскина, его отсеченной руки. Список иконы находится здесь с 1716 года, а сам оригинал расположен в Хилендарском монастыре на Афоне.

Кроме чудотворной иконы, к святыням Успенского храма в Гончарах относятся:

  • камень, взятый из Гроба Господнего;
  • часть от Древа Креста Животворящего;
  • мощи святых православной церкви.

Войска Наполеона разграбили и разрушили Храм в 1812 году. Восстановить его удалось лишь к 1836 году: внутренние помещения были кардинально перестроены, а территорию обнесли каменным забором, сохранившимся до сих пор.

Во времена Советской Власти, не смотря на гонения верующих, церковь Успения не закрывалась и сумела сохранить не только внутреннее убранство, но и наружное оформление.

В 1948 году Успенский Храм переходит в подворье Болгарской православной церкви. Это было сделано с благословения Алексия I, тогдашнего Святейшего Патриарха.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах расположен по адресу: Москва, Гончарная , 29 (м. Таганская).

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.

Мы продолжаем знакомить читателей с подворьями Поместных Православных Церквей в нашем городе. Сегодня отправляемся на Болгарское подворье, в храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах. Возведенный в 1654 году, в наполеоновское нашествие, он был безжалостно разграблен и едва не погиб. Сгорела деревянная крыша, но благодаря кирпичному своду, который в свое время заботливо сложили гончары, огонь не распространился дальше, и строение уцелело.

Удивительная история с этим храмом произошла в конце 1940-х годов. Успенскую церковь решили снести, чтобы построить на ее месте станцию метро.
– Недалеко стоит дом, в котором в те годы жили семьи высокопоставленных чиновников. Среди них было много вдов. Узнав о том, что Успенский храм будут сносить, они пригласили на чаепитие Сталина, – рассказывает настоятель храма архимандрит Феоктист (Димитров). – Во время этой встречи жена одного из дипломатов попросила не рушить храм, а передать его представителям Болгарской Православной Церкви и тем самым укрепить отношения между нашими странами и народами. Эта просьба была удовлетворена.

С момента постройки храм никогда не закрывался. Более того, полностью сохранился исторический колокольный ансамбль. Считается, что выстоять в самые сложные времена Успенской церкви помогло заступничество его главной святыни, чудотворной иконы Божией Матери «Троеручица». Она находится здесь с 1716 года.

Большая часть убранства относится ко второй половине XIX века. Иконостас оформлен в стиле XVII века, здесь сохранились старинные иконы. Болгары не стали привносить что-то новое в архитектурную стилистику убранства. Только единственная икона Всех болгарских святых напоминает об особом статусе храма.

Успенская церковь пользуется особой любовью москвичей. Многие приходят к Троеручице со своими мольбами и получают помощь. Служители храма записывают все чудеса, которые происходят после обращения к святыне. Чтобы облегчить доступ к чудотворной иконе, был сделан еще один обрамленный в изразцовый киот список. Его поместили на западном фасаде храма, выходящем на Гончарную улицу. Как рассказывает настоятель, к этой иконе регулярно наведываются ночные гости. Камеры уличного видеонаблюдения фиксируют, как в полночь молодые люди и девушки подходят к Троеручице и по несколько минут горячо молятся перед ней.
– Однажды ночью к храму подъехал дорогой автомобиль, и из него вышла 25-летняя девушка. Она десять минут молилась перед иконой Божией Матери, – рассказывает священник. – В другой раз мимо Троеручицы пробегали молодые спортсмены. Они вместе остановились, перекрестились (характерным жестом, как обычно футболисты перед выходом на поле) и побежали дальше. Знаете, для меня самая лучшая награда – видеть молодежь, искренне и чистосердечно обращающуюся к Богу и к Пресвятой Богородице. Радость и утешение осознавать, что юные прихожане, только начинающие свой жизненный путь, идут по этой дороге вместе с Господом. В своей миссионерской деятельности я стараюсь создать такую атмосферу в храме посредством проповеди, песнопения, чтобы люди прониклись богослужением и, задумавшись над своей жизнью, устремились к Богу. На нашем подворье все подчинено этой идее.

Если мы будем больше друг про друга знать, то и любить друг друга будем больше.

Лучшая награда для священника – видеть молодежь, искренне и чистосердечно обращающуюся к Богу и Пресвятой Богородице.

Мария Максимова

Прямая Речь

Настоятель Успенского храма архимандрит Феоктист (Димитров): Приходите на Пасху попробовать козунак

– Мы стараемся сохранить дух болгарского богослужения, сделать так, чтобы оно было ближе к сердцам людей. Здесь можно услышать песнопения из болгарской православной традиции. Приходите к нам, чтобы познакомиться поближе с нашей культурой. Русские, к примеру, после богослужения пьют чай, а мы встречаемся за чашечкой кофе. На Пасху мы будем угощать нашими болгарскими куличами (по-болгарски – великденски козунак). Они вкуснее ваших! Внешне козунак похож на плетенку, а в тесто мы добавляем домашнее варенье, грецкие орехи. Наш болгарский повар печет куличи в Великую субботу. В этом году заготовим их побольше, чтобы все прихожане могли попробовать, какие они вкусные и нежные. Освящать куличи в нашем храме мы будет тоже по болгарской традиции, на саму Пасху. Чем больше мы будем друг про друга знать, тем и любить друг друга больше будем. Поэтому я приглашаю всех в храм Успения Пресвятой Богородицы, а также в соседний приписной храм святителя Николая на Болвановке. А вскоре свои двери откроет храм в честь святителя Киприана, Митрополита Киевского и всея Руси (сейчас он достраивается в Центральном Чертанове).

Справка . В отделке храма использованы изразцовые панно и фризы знаменитого мастера Степана Полубеса. До сих пор москвичи имеют возможность любоваться его изображениями четырёх евангелистов на главе Тихоновского придела.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах словно драгоценный камень, небольшой по размерам, вкраплен в старые улочки Москвы.

Первые упоминания о деревянном Успенском храме, построенном в слободе гончаров, относятся к началу XVII века. В это время Заяузье было ограничено с востока Земляным Валом, с единственными воротами на Таганской площади, а плотность населения района становится одной из самых высоких в Москве. Здесь очень компактно были расположены различные дворцовые ремесленные слободы, практически у каждой из них имелся свой храм. Именно по этой причине буквально напротив Успенского храма стоит Никольский. Тогда церковь называлась «Успения Пресвятой Богородицы, что в Спасской слободе в Чигисах», что связано с располагавшейся здесь в древности слободе при Спасо-Чигасовском монастыре, просуществовавшем до середины XVII века. Необычное название монастыря произошло от имени игумена Чигаса, основавшего его в 1483 году.

В 1654 году местные гончары построили себе новый каменный однопрестольный Успенский храм. В 1702 году успенский придел был перестроен, на месте разобранного притвора была построена трапезная с приделом Тихона, епископа Амафунтского. Между 1764—1774 годами была построена трёхъярусная колокольня в стиле послепетровского барокко. В эти же годы храм приобрёл окраску, которую можно увидеть и на современном храме.

Успенская церковь получилась небольшой и уютной. В её оформлении принимал участие известный изразцовых дел мастер Степан Полубес. В конце XVII века он жил в Гончарной слободе, неподалёку от храма. Здесь была расположена его мастерская, в которой он изготовлял изразцовые фризы и панно. Полихромные изразцы Степана Полубе́са украшают придел и трапезную. На северном фасаде они образуют широкий фриз, южная сторона храма украшена отдельными вставками. Очень интересно оформлена глава придела Тихона Амафунтского. На ней размещён один из излюбленных сюжетов Полубе́са — панно с изображением четырёх евангелистов.

В 1812 году Успенский храм был разграблен войсками Наполеона, были сожжены дворы прихода. К 1836 году храм был восстановлен и частично перестроен.

В годы советской власти храм, к счастью, не постигла участь многих других православных церквей, подвергшихся надругательству и разрушениям. Храм никогда не закрывался и сохранил все свои колокола. Правда, в долгое время колокола не звонили, да и в храм многим богомольцам приходилось пробираться украдкой. Вопреки всему этому, количество желающих попасть в храм богослужения было огромным, а число причастников в Великий пост достигла несколько тысяч. В послевоенное время в Успенской церкви был увеличен штат священнослужителей.