Презентация на тему труд учеба и отдых. Рациональный режим труда и отдыха – основа безопасного труда

Ключевые слова: повествование, последовательность, процессы, сообщение, хронология, информация.

Повествование – такой способ изложения материала, который отражает временную последовательность действий, событий, явлений. Предметом повествования выступают процессы, ход событий, деятельность человека. Это различные сообщения о чем-либо или о ком-либо, исторические справки, экскурсы, биографические данные и др.

В повествовании как разновидности изложения представляется информация о событиях, фактах, процессах в общественной и личной жизни.

Инвариантная схема повествования как типа текста включает ряд компонентов:

1) характеристику ситуации общения, в которой определяется отношение автора к получателю информации, формулируются задачи общения, называются функции общения;

2) перечень структурно-композиционных частей, в который, как правило, входят:

Начало события (или завязка);

Развитие события (развитие действия, кульминация);

Конец события (или развязка).

Языковые особенности данного типа монологической речи заключаются в использовании ряда глаголов-сказуемых со значением последовательности действий, а также форм слов или словосочетания, выражающих обстоятельственные значения времени, места и др. В "чистом" виде повествование почти не существует: оно, как правило, включает в себя элементы описания и рассуждения.

Повествование, в отличие от описания, представляет собой изображение событий или явлений, совершающихся не одновременно, а следующих друг за другом или обусловливающих друг друга. Самый, по-видимому, краткий в мировой литературе пример текста повествования – знаменитый рассказ Цезаря: «Пришёл, увидел, победил». Он ярко и точно передаёт суть повествования – это рассказ о том, что произошло, случилось.

Повествование раскрывает тесно связанные между собой события, явления, действия как объективно происходившие в прошлом. Именно поэтому главное средство такого рассказа – сменяющие друг друга и называющие действия глаголы прошедшего времени совершенного вида. Предложения повествовательных контекстов не описывают действия, а повествуют о них, то есть передают самое событие, действие.

Повествование теснейшим образом связано с пространством и временем. Обозначение места, действия, название лиц и не лиц, производящих действия, и обозначение самих действий – это языковые средства, с помощью которых ведётся повествование.

Стилистические функции повествования разнообразны, связаны с индивидуальным стилем, жанром, предметом изображения. Повествование может быть более или менее объективированным, нейтральным, или, напротив, субъективным, пронизанным авторскими эмоциями.



Одной из объективированных разновидностей повествования является сообщение, распространённое в средствах массовой информации. В качестве примера можно привести статью «Террорист с отвёрткой захватил поезд» из газеты «Комсомольская правда»:

В пять утра третий вагон поезда Владивосток–Новосибирск мирно спал. А в одном купе уже развернулись настоящие боевые действия. Когда состав подходил к станции Зима, один из пассажиров разбудил троих соседей и объявил, что взял их в заложники. Для убедительности погрозил отвёрткой. 40-летний иркутянин-попутчик попытался было сопротивляться, но захватчик ткнул его отверткой. Остальные тут же притихли. А террорист тем временем выдвинул свои требования.
Через закрытую дверь он прокричал, что хочет передать нечто важное для ФСБ. Чекистов в поезде не оказалось, но на станции Зима состав поджидали сотрудники линейного отдела милиции. Из вагона эвакуировали сонных пассажиров. С захватчиком в течение двадцати минут пытались вести переговоры. Но мужчина вёл себя неадекватно. Нервничал, угрожал. Оперативники стали опасаться за жизнь заложников. И тогда старший наряда сопровождения – прапорщик милиции – открыл огонь. От полученного ранения террорист скончался на месте.
Спустя час поезд благополучно отправился по маршруту. Расследованием инцидента занимается Нижнеудинская транспортная прокуратура. Возбуждено уголовное дело по статье 206 УК «захват заложников».

Примером субъективного повествования может служить рассказ героя повести А.С. Пушкина «Выстрел» о дуэли с графом. Повествование ведётся от первого лица, все события пропущены через авторское восприятие. Сильвио невольно концентрирует внимание на тех ключевых моментах, которые произвели на него особое впечатление, задели самолюбие, оскорбили и т.д.:



Это было на рассвете. Я стоял на назначенном месте с моими тремя секундантами. С неизъяснимым нетерпением ожидал я моего приятеля. Я увидел его издали. Он шёл пешком, с мундиром на сабле, сопровождаемый одним секундантом. Мы пошли к нему навстречу. Он приближался, держа фуражку, наполненную черешнями. Секунданты отмерили нам двенадцать шагов. Мне должно было стрелять первому: но волнение злобы во мне было столь сильно, что я не понадеялся на верность руки и, чтобы дать себе время остыть, уступал ему первый выстрел; противник мой не соглашался. Положили бросить жребий: первый нумер достался ему, вечному любимцу счастия. Он прицелился и прострелил мне фуражку. Очередь была за мною. Жизнь его наконец была в моих руках; я глядел на него жадно, стараясь уловить хотя одну тень беспокойства... Он стоял под пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни и выплёвывая косточки, которые долетали до меня. Его равнодушие взбесило меня. Что пользы мне, подумал я, лишить его жизни, когда он ею вовсе не дорожит? Злобная мысль мелькнула в уме моём. Я опустил пистолет. «Вам, кажется, теперь не до смерти, – сказал я ему, – вы изволите завтракать; мне не хочется вам помешать...». – «Вы ничуть не мешаете мне, – возразил он, – извольте себе стрелять, а впрочем как вам угодно: выстрел ваш остаётся за вами; я всегда готов к вашим услугам». Я обратился к секундантам, объявив, что нынче стрелять не намерен, и поединок тем и кончился.

При всём разнообразии конкретных текстов-повествований, можно выделить некоторые наиболее типичные способы построения такого типа текстов.

Ответьте на вопросы:

1. Что такое повествование?

2. Какова схема построения повествования?

3. Каковы языковые особенности повествования?

4. Какова цель повествования?

Практические задания.

Задание 1 . Прочитайте текст. Определите тип текста. Аргументируйте свой ответ. Выявите языковые особенности данного текста.

МОЙ ВУЗ – АЛМАТИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Алматинский технологический университет(АТУ) ведет свою предысторию с 10 мая 1957 года, когда приказами Министерства промышленности продовольственных товаров СССР и Министерства высшего образования СССР № 155/548 Алма-Атинский филиал Института усовершенствования руководящих и инженерно-технических работников был передан в ведение Министерства высшего образования СССР и реорганизован в Алма-Атинский филиал Всесоюзного заочного института пищевой промышленности. Директором этого Филиала была назначена Иванова Е.Ф.

1966 год, 4 июня. Распоряжением Совета Министров РСФСР № 1501 Алма-Атинский филиал Всесоюзного заочного института пищевой промышленности был передан в распоряжение Правительства Казахской ССР для включения в состав Джамбулского технологического института легкой и пищевой промышленности.

1966 год, 11 августа. Распоряжением Совета Министров Казахской ССР № 1365-р Алма-Атинский филиал Всесоюзного заочного института пищевой промышленности был переименован в Алма-Атинский филиал Джамбулского технологического института легкой и пищевой промышленности (АФ ДТИЛПП).

1996 год, 7 мая. Постановлением Правительства Республики Казахстан № 573 Алма-Атинский филиал Жамбылского технологического института легкой и пищевой промышленности был реорганизован в Алматинский технологический институт (АТИ).

1999 год, 18 августа. Постановлением Правительства Республики Казахстан № 1192 Алматинский технологический институт реорганизован в некоммерческую организацию – Закрытое акционерное общество «Алматинский технологический университет» (ЗАО “АТУ”).

2003 год, 15 декабря. На основании Закона Республики Казахстан «Об акционерных обществах» № 415-П от 12 мая 2003 г. решением общего собрания акционеров (протокол № 14) закрытое акционерное общество «Алматинский технологический университет» было перерегистрировано в Акционерное общество «Алматинский технологический университет» (АО «АТУ»).

Алматинский технологический университет (АТУ) является одним из ведущих высших учебных заведений Казахстана и Центральной Азии, осуществляющим уже 60 лет подготовку высококвалифицированных специалистов и научных кадров для пищевой, перерабатывающей, текстильной и легкой отраслей промышленности, индустрии сервиса и гостеприимства. АТУ присутствует на рынке образовательных услуг с 1957 года и в последние годы планомерно реализует принципы Болонской Декларации, работает по общемировой многоуровневой модели высшего образования “Бакалавр-Магистр-Доктор философии (PhD)”, активно интегрируется в глобальное образовательное пространство и становится всё более узнаваемым в мире.

Деятельность АТУ получает признание мирового образовательного сообщества. Так, с 2005 года в АТУ функционирует Система Менеджмента Качества (СМК), сертифицированная на соответствие требованиям международных стандартов ИСО 9001 - 2008. Результативность системы менеджмента качества АТУ подтверждена независимыми аудитами, проведёнными со стороны Ассоциации по сертификации “Русский регистр” - члена международной сертификационной сети IQNet. Вуз удостоен международной награды в номинации “EUROPEAN QUALITY” (европейское качество) и Золотых медалей Международного фонда за высокое качество в деловой практике (Швейцария) и Ассоциации содействия промышленности (Франция). В 2010 году АТУ подписал Великую Хартию Университетов (Magna Charta Universitatum). Университету доверено координировать в республике программу Евросоюза FP-7 по направлению “Продукты питания и биотехнология”, АТУ является коллективным членом Международной Ассоциации Университетов; Международной Ассоциации Обмена Студентами; Клуба Ректоров университетов Европы; Международного библиографического общества; Союза Евразийских университетов; Консорциума EdNet.

Деятельность Алматинского технологического университета высоко оценивается различными международными и национальными структурами.

В Национальном рейтинге лучших вузов Казахстана-2015 и рейтинге образовательных программ по версии НААР АТУ занял 10 место среди 130 вузов, а основные профильные специальности по пищевой и легкой промышленности ежегодно занимают первые места в рейтинге образовательных программ вузов Казахстана.

Миссия. АТУ видит свою миссию в том, чтобы предоставлять качественное образование на уровне лучших вузов мира, сохранение и распространение знаний.

Алматинский технологический университет – уникальный вуз со сформировавшимся брендом, применяющий новейшие технологии в науке и образовании, и стремящийся войти в число лучших университетов мира.

Стратегическая цель. Стратегической целью является успешная реализация создания новой модели университета, основанной на современной и действенной системе управления и менеджмента качества, кредитной технологии и академической мобильности преподавателей и студентов, коммерциализации результатов научной и инновационной деятельности ППС, современной инфраструктуре, эффективной системе подготовки и переподготовки кадров новой формации, действенных связей со сферой бизнеса, модернизации методик преподавания, активном развитии онлайн системы образования и внедрений эффективных инновационных методов обучения.

Задание 2 . Сформулируйте и запишите основную мысль текста.

Задание 3 . Разделите текст на абзацы, сформулируйте и запишите главные мысли абзацев.

Задание 4 . Проанализируйте композиционное оформление текста: выделение зачина, средней части, концовки.

Задание 5 . Прочитайте текст. Выявите функционально-смысловые типы речи, использованные в данном речевом произведении. Составьте план текста. Выделите части, которые относятся к разным функционально-смысловым типам речи. Составьте план текста.

Задание 6. Подготовьте пересказ текста с опорой на план.

Задание 7. Прочитайте текст. Определите функционально-смысловой тип речи текста.

Труд, учеба и отдых являются необходимым состоянием человека для жизни. Сохранить работоспособность и крепкое здоровье можно только при правильном сочетании умственного и физического труда, а также активного отдыха и сна.

Режим труда является основой высокой работоспособности. Он определяется характером и целеустремленностью работника. Ритм работы должен быть умеренным и правильно подобранным. Труд должен приносить удовлетворение, а не чувство подавленности. На общее психическое состояние работника также влияет общий климат на рабочем месте и отношение в коллективе. Идеальная работа- это обстановка, в которой сочетаются деловой подход, хорошие отношения, творчество и инициатива.

Существует даже термин трудовая терапия, с помощью которого специалисты проводят лечение многие болезни и психические расстройства, включая и бессонницу. Как говорится, без труда и отдых не сладок.

Отдых требуется для снятия усталости и утомления, также способствует восстановлению работоспособности. Но и отдых должен быть мотивированным. А то получается, спишь, спишь, а отдохнуть некогда. Лучше некоторую часть отдыха проводит в активном состоянии. Ведь маленькое дело лучше большого безделья.

Сон является одним из видов отдыха. Недостаточный отдых, как и бессонница, ведет к переутомлению и снижает защитные силы организма. Сон – наиболее полный вид отдыха, во время которого осуществляется интенсивное восстановление организма. Особенно в клетках головного мозга.

Правильный режим труда и отдыха позволяет сохранить крепкое здоровье и высокую работоспособность на длительное время. В режиме труда и отдыха особое место занимает чередование отдыха и работы. При выборе режима труда и отдыха важное место занимает общее состояние здоровья человека, его возраст, климатические условия, рацион питания и др. факторы.

Задание 4 . Передайте содержание текста, придерживаясь композиционного оформления текста: выделение зачина, средней части, концовки.

Задание для СРСП

1. Прочитайте текст. Выпишите советы, которые вы считаете наиболее полезными и ценными.

Опережая утомление

Труд будущего или уже более чем наполовину настоящего – труд умственный.

Если физическую усталость мы ощущаем одновременно с ее наступлением, и даже раньше, то усталость умственная не имеет таких определенных сигналов и осознается с большим опозданием. Обычно она развивается исподволь, так что ее почти невозможно отличить от обычных рабочих затруднений. Проблема не решается, задуманное не идет, внимание рассеивается.

Отдыхайте умственно до того, как начинаете замечать усталость. У вас было наверняка достаточно случаев заметить, через какое время после начала занятий к вам приходит основательное утомление: может быть, через три-четыре часа, через час, а то и раньше. В любом случае момент начала отдыха должен слегка опередить приход ощутимой усталости. Выберите среднее, варьируйте, пока не научитесь автоматически предчувствовать утомление. Нечто внутри вас будет тихо, но внятно подсказывать:

«А теперь отдохни».

Как же отдыхать?

Старинный закон: «Отдых есть смена деятельности» – всегда остается в силе. Если работа сидячая, то нет лучшего способа отдохнуть, кроме как подвигаться. Пройтись, сделать что-то подобное зарядке, пробежать, продышаться.

Отдыхом может быть и кратковременное сосредоточенное расслабление и тонизация. Все же лучше всего действует последовательность: движение – расслабление – тонизация, которая может быть размещена в какие-нибудь пять минут. Вот миг наступил: решительно поднимайтесь, все вон из головы – несколько движений (взмахи руками, приседания, прыжки), а затем внезапным броском – в расслабление, во время которого можно уже снова сосредоточиться на работе («только это меня интересует, только это…»), и, наконец, через быструю легкую тонизацию, сразу возвращайтесь к своему делу. Так на резких, частых, коротких передышках можно держать себя в состоянии высокой работоспособности очень долго, так само собой образуется наилучший ритм труда. Разумеется, и здесь нужна мера: нужны и длительные перерывы с полным отвлечением и переменой деятельности и в этих крупных перерывах тоже необходим гибкий ритм.

Отдых – это искусство. Отдых – работа не менее ответственная, чем сама работа; и людей, умеющих хорошо отдыхать, ровно столько же, сколько умеющих хорошо работать.

Начните же заботиться о своем отдыхе, как мать о ребенке. Вскоре, уверен, вы заметите удивительную закономерность: чем решительнее вы будете заставлять себя отдыхать, тем больше появится у вас желание работать. Разумеется, лишь в том случае, если работа представляет для вас хоть какой-нибудь жизненный интерес. (В.Леви)

3. Как происходит связь предложений в тексте? Происходит ли непрерывное движение мысли от одного предложения к другому? Сцеплены ли предложения друг с другом? Есть ли в предложениях лексические повторы, лексические и текстовые синонимы, местоимения?

4. Скажите, какой вид отдыха вы считаете наиболее полезным. Используйте выражения:

Особенно я люблю …

Больше всего мне нравится …

Чаще всего я прибегаю …

Во многих случаях я предпочитаю …

5.Составьте письменный текст на тему «Мой учебный день» с соблюдением основных законов строения текста: композиционной чёткости, логичности изложения, информативности и т. д.

6.Подготовьтесь к дискуссии «Режим дня – да нужен ли он вообще?».

7. Прочитайте текст.

Твои возможности, студент

Твои возможности, студент? Если произнести эти слова в виде вопроса, то вряд ли многие из вас, к кому они будут обращены, сумеют на них правильно ответить. Не все знают в полной мере свои возможности. Хотя, вероятно, не раз каждый из вас спрашивал себя: «А что я есть на самом деле, на что я способен, сумею ли я достигнуть большего, если я мобилизую все свои силы, все свои возможности?».

Ученые доказали, что теоретически возможности человека неограниченны и неисчерпаемы. И можно смело утверждать – никто не знает границ своего ума. Мы никогда даже ближе не подходим к границам наших возможностей, и мозг наш обычно работает на ничтожную долю своей мощности. Природа отпустила каждому из нас колоссальный кредит, но, увы, мы не всегда пользуемся им, часто ленимся заниматься интеллектуальной гимнастикой, чтобы поднимать уровень своих возможностей до уровня талантов и гениев. Конечно, не каждому дано стать Эйнштейном, Колмогоровым, Станиславским,

но каждый может – независимо от профессии и должности – предельно раскрыть свои потенциальные возможности.

Существуют сотни различных типов дарований, и во всех них человечество нуждается. Это может быть абсолютный слух или исключительная зрительная память или молниеносная реакция, редкие математические или художественные способности. Необходимо развивать все таланты, реализовать все потенциальные способности, которыми обладают люди.

Знаете ли вы, какая роль принадлежит самовоспитанию и самосовершенствованию? Можно сказать, что воспитание, полученное человеком, достигает своей цели только тогда, когда человек обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить.

Истинное самосовершенствование всегда предлагает определенную цель, которую ставит перед собой человек. Путь к формированию творческой, всесторонне развитой личности – это долгий путь. И это путь нелегкий! Как преодолеть препятствия, возникающие на пути к поставленной цели? В этом вам поможет правильно организованный режим труда и отдыха

8. Составьте вопросы к тексту.

9. Определите стиль текста.

10. Приведите примеры из жизни, доказывающие, что возможности человека безграничны.

Задание для СРС

Составить текст-повествование «Мой распорядок дня»

Подготовить монолог на тему: «Возможности человека безграничны»

«Режим дня школьника» - Текст №2. 8. Не тратьте времени понапрасну, будьте точными в своих обещаниях. Смена видов деятельности снимает усталость и способствует восстановлению работоспособности. Питание. Основные компоненты режима дня школьника. Развитию утомления и переутомления. Рабочий день школьника состоит из занятий в школе и приготовления уроков дома.

«Режим дня школьника» - Режим дня школьника. Приготовление домашних заданий: 16.15-17.30, Прогулки на свежем воздухе: 17.30-19.00. Сон: 20.30-7.00. Последствие нарушения режима дня. Приготовление ко сну: 20.00-20.30. Завтрак: 7.30-7.50. Примерный режим дня школьника младших классов. Прогулка или игры и спортивные занятия на воздухе: 14.30-16.00.

«Режим дня» - Делай всё быстро и аккуратно. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Продолжите пословицы и поговорки: Упустишь минутку – потеряешь час. Режим – распорядок дел, действий. Гигиена человека. Взялся за дело – не отвлекайся. На шум и шутки Пять минут.

«Лагерь труда и отдыха» - День памяти и скорби в школьном музее. И, конечно, как приятно получить заработанные лично тобой деньги… В Лианозовском парке. В актовом зале протрем каждый стул, Цели – достигнуты, задачи - решены. Хорошо поработаешь – хорошо поешь! А также грамоты и подарки. Каждый подоконник. Лагерь труда и отдыха в Центре образования работает ежегодно уже более 10 лет.

«Досуг отдых» - Понятие «Досуг». Статистика. В свободное время личность свободна от ответственности перед обществом. Существует много интерпретаций слова «досуг». Год от года уменьшается число ребят посещающих секции и кружки. Мы знаем – время растяжимо. Отдых. Анкетирование современных подростков выявило еще один печальный факт.

«Урок режим дня» - Свободное время. Уроки. Одеться. Сон. Мыло. Научить детей составлять режим дня. Прогулка. Чтобы не опаздывать в школу. Для чего нужно соблюдать режим дня? Закрепить знания учащихся о гигиенических нормах и культуре поведения. Школа. Помни твердо, что… Завтрак. Обед. Чтобы всё успевать. Застелить постель.

Слайд 2

Режим дня старшеклассника Режим питания Рациональное питание Домашняя работа Сон Биоритмы Тест Результаты теста Как выработать привычку вставать рано? В помощь засоням Ежедневный отдых здоровый образ жизни

Слайд 3

Режим дня старшеклассника

  • Слайд 4

    Режим питания

    Следует поддерживать режим питания. Он должен быть правильным: утром - молочные каши и бутерброд с чаем в обед - первое и второе на ужин - соки.

    Слайд 5

    Рациональное питание

    Обязательно присутствие продуктов повышенной биологической ценности: кисломолочные продукты рыба мясо фрукты овощи

    Слайд 6

    Домашняя работа

    После уроков следует отдыхать в течение 30 мин-1 часа. Домашние задания следует выполнять в порядке их усложнения

    Слайд 7

    Сон

    Сон должен составлять не менее 8 часов в сутки. Ложиться спать нужно примерно в одно и тоже время.

    Слайд 8

    Биоритмы

    Совы Жаворонки Голуби

    Слайд 9

    Тест

    1. Если бы тебе предложили выбрать (независимо от занятий в школе и все такое прочее), во сколько бы ты ложился(ась) спать? а) после часа ночи; б)до десяти; в) скорее всего, где-нибудь около двенадцати. 2. Чем подкрепиться с утра - дело вкуса. Какой завтрак ты предпочитаешь в первый час после пробуждения? а) что-то существенное, и побольше; б) Стакан сока или чая; в) Можно вареное яйцо или бутерброд. 3. Если попытаться вспомнить всякие напряги и разборки с приятелями, то в какое время они чаще всего происходят? а) конечно, с утра, когда я еще туго соображаю! б) ближе к вечеру; в) не могу точно вспомнить. 4. Подумай, от чего бы ты мог(ла) отказаться с большей легкостью, чтобы не чувствовать при этом дискомфорта? а) от утреннего чая или кофе; б) от вечернего чаепития; в) мне в общем-то все равно, когда пить чай...

    Слайд 10

    5. Если ты знаешь, что на другой день тебе обязательно нужно встать рано, то постараешься уснуть раньше обычного? а) обязательно - часа на полтора-два; б) по-моему, это не обязательно... в) нет. 6. Попытайся прикинуть, трудно ли тебе бывает просыпаться по будильнику? Что ты чувствуешь, когда он трезвонить спозаранку? а) я иногда готов(а) его разбить; б) в принципе нет; в) это зависит только от того, во сколько я лягу спать накануне. 7. Задумайся, а во время каникул (отпуска) ты встаешь так же рано, как обычно, когда собираешься идти в школу (на работу)? а) сплю, сколько хочу; б) да, так уж получается: я делаю это как бы по привычке; в) сложно сказать. 8. Попытайся без часов определить промежуток времени, равной одной минуте (можно с чье-то помощью). Как точно тебе это удалось? а) получилось меньше минуты; б) получилось больше минуты; в) попал (а) почти в точку.

    Слайд 11

    Подсчитайте количество баллов

  • Слайд 12

    Результаты теста.

    0-18 баллов ЖАВОРОНОК 18-33 балла СОВА 34-48 баллов ГОЛУБЬ

    Слайд 13

    Совы

    Люди-«совы» деятельны больше по вечерам, а днем ходят, как сонные мухи. назад

    Слайд 14

    Жаворонки

    Тех, кто встает рано и успевает с утра многое сделать, называют «жаворонками». назад

    Слайд 15

    Голуби

    У таких людей нет четких установок только рано вставать или, наоборот, всегда просыпаться ближе к обеду. назад

    Слайд 16

    Как выработать привычку вставать рано?

    Четко осознайте причину, зачем вы хотите вставать рано (в нашем случае – не опоздать в школу) Наведите будильник на определённое время. Будильник должен выключаться сразу, без возможности «добудки». Будильник должен находиться далеко от кровати. Вы не должны быть в состоянии выключить его лежа в постели. Разместите одежду, которую вы надеваете утром, по дороге к будильнику. Это поможет вам отрезать путь к отступлению (лечь обратно в кровать) и напомнит о серьезности намерения. Утром ешьте много, вечером мало. Вечером замените мясо на фрукты и овощи. Спите лежа на спине на невысокой подушке (или совсем без нее). Проветривайте помещение перед сном Во время сна обеспечьте в комнате тишину и темноту

    Понятие рабочего времени
    Рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами
    внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять
    трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с ТК РФ,
    другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
    Федерации относятся к рабочему времени. (ст. 91 ТК РФ)
    Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в
    неделю.
    Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается (ст. 92 ТК РФ):
    для работников в возрасте до шестнадцати лет - не более 24 часов в неделю;
    для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - не более 35 часов в неделю;
    для работников, являющихся инвалидами I или II группы, - не более 35 часов в неделю;
    для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий
    труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - не более 36
    часов в неделю.
    Неполное рабочее время (ст. 93 ТК РФ):
    Работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную
    рабочую неделю:
    по просьбе беременной женщины,
    одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет
    (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет),
    а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским
    заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными
    правовыми актами Российской Федерации.

    Понятие рабочего времени
    При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится
    пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема
    работ.
    Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо
    ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления
    трудового стажа и других трудовых прав.
    Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать (ст. 94 ТК РФ):
    для работников в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - 5 часов, в возрасте от
    шестнадцати до восемнадцати лет - 7 часов;
    для обучающихся по основным общеобразовательным программам и образовательным
    программам среднего профессионального образования, совмещающих в течение
    учебного года получение образования с работой, в возрасте от четырнадцати до
    шестнадцати лет - 2,5 часа, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 4 часа;
    для инвалидов - в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке,
    установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
    Российской Федерации.
    Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где
    установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая
    продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать: при 36-часовой
    рабочей неделе - 8 часов, при 30-часовой рабочей неделе и менее - 6 часов.

    Понятие рабочего времени
    Работа в ночное время (ст. 96 ТК РФ):
    Ночное время - время с 22 часов до 6 часов.
    Продолжительность работы (смены) в ночное время сокращается на один час без
    последующей отработки.
    Не сокращается продолжительность работы (смены) в ночное время для работников,
    которым установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, а также для
    работников, принятых специально для работы в ночное время, если иное не предусмотрено
    коллективным договором.
    К работе в ночное время не допускаются:
    беременные женщины;
    работники, не достигшие возраста восемнадцати лет, за исключением лиц, участвующих в
    создании и (или) исполнении художественных произведений, и других категорий
    работников в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
    Женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет,
    инвалиды,
    работники, имеющие детей-инвалидов,
    а также работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии
    с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными
    законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,
    матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет, а
    также опекуны детей указанного возраста могут привлекаться к работе в ночное время
    только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по
    состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.
    При этом указанные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим
    правом отказаться от работы в ночное время.

    Понятие рабочего времени

    Сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за
    пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной
    работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа
    рабочих часов за учетный период.
    Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе допускается с его
    письменного согласия в следующих случаях:
    1) при необходимости выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие
    непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена
    (закончена) в течение установленной для работника продолжительности рабочего времени,
    если невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь за собой порчу или гибель
    имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя,
    если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества),
    государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью
    людей;
    2) при производстве временных работ по ремонту и восстановлению механизмов или
    сооружений в тех случаях, когда их неисправность может стать причиной прекращения
    работы для значительного числа работников;
    3) для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает
    перерыва. В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене
    сменщика другим работником.

    Понятие рабочего времени
    Сверхурочная работа (ст. 99 ТК РФ):
    Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе без его согласия
    допускается в следующих случаях:
    1) при производстве работ, необходимых для предотвращения катастрофы,
    производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной
    аварии или стихийного бедствия;
    2) при производстве общественно необходимых работ по устранению непредвиденных
    обстоятельств, нарушающих нормальное функционирование централизованных систем
    горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, систем
    газоснабжения, теплоснабжения, освещения, транспорта, связи;
    3) при производстве работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного
    или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных
    обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод,
    землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или
    нормальные жизненные условия всего населения или его части.
    Не допускается привлечение к сверхурочной работе:
    беременных женщин,
    работников в возрасте до восемнадцати лет,
    других категорий работников в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.
    Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4
    часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

    Понятие рабочего времени
    Режим рабочего времени (ст. 100 ТК РФ):
    Режим рабочего времени должен предусматривать:
    продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями,
    шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных
    дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя),
    работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников,
    продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня
    (смены),
    время начала и окончания работы,
    время перерывов в работе,
    число смен в сутки,
    чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами
    внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и
    иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права,
    коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени
    которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым
    договором.

    Понятие рабочего времени
    Сменная работа (ст. 103 ТК РФ):
    Сменная работа - работа в две, три или четыре смены - вводится в тех случаях, когда
    длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность
    ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования,
    увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг.
    При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение
    установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности.
    При составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного
    органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных
    нормативных актов. Графики сменности, как правило, являются приложением к
    коллективному договору.
    Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до
    введения их в действие.
    Работа в течение двух смен подряд запрещается.

    Понятие времени отдыха
    Время отдыха (ст. 106 ТК РФ) - время, в течение которого работник свободен от
    исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
    Видами времени отдыха являются:
    перерывы в течение рабочего дня (смены);
    ежедневный (междусменный) отдых;
    выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);
    нерабочие праздничные дни;
    отпуска.
    Перерывы для отдыха и питания (ст.108 ТК РФ):
    В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха
    и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее
    время не включается.
    Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов.
    При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в
    неделю, при шестидневной рабочей неделе - один выходной день.
    Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной
    рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего
    трудового распорядка. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд.

    Понятие времени отдыха
    Отпуска
    Работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности)
    и среднего заработка.
    Ежегодный
    основной
    оплачиваемый
    продолжительностью 28 календарных дней.
    отпуск
    предоставляется
    работникам
    Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных
    дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с
    настоящим ТК РФ и иными федеральными законами.
    Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам:
    занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда *,
    работникам, имеющим особый характер работы,
    работникам с ненормированным рабочим днем,
    работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,
    а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными
    федеральными законами.
    * Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия
    труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда
    отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.
    Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска
    работникам составляет 7 календарных дней.

    Режимы труда и отдыха: равномерное и продолжительное чередование периодов работы и отдыха на протяжении определённого временного участка, обеспечивающее поддержание высокой работоспособности и здоровья. 2 Студенты – особая профессиональная группа населения, характеризующаяся определенной возрастной категорией и специфическими условиями труда и быта. Возрастные границы группы - от 17 до 27 лет.




    4 Бюджет времени студента должен предусматривать: Учебные занятия в учебном заведении; Учебные занятия дома; Внеучебные занятия (чтение, изучение иностранных языков, гигиенические мероприятия, приём пищи, прогулки, занятия спортом и физкультурой и др.) Трудовая деятельность студентов разнообразна и включает: Умственный труд на лекциях; Работу с учебником; Выполнение заданий в лабораториях; Производственную практику и др. Временные затраты: 5-6 ч. – аудиторные занятия; 4-6 ч. – неаудиторная работа; ДЛИТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧЕГО ДНЯ – ч.; СОН – 6-8 ч. (25% студентов спят менее 6 ч, 4% - более 8 часов). 2 раза в год происходит резкое возрастание умственной нагрузки студентов, вызывающее стрессовые состояния – сессии.


    Негативные факторы в образе жизни студента 5 Несвоевременный приём пищи; Систематическое недосыпание; Малое пребывание на свежем воздухе; Недостаточная двигательная активность; Вредные привычки. Вынужденная поза сидя; Напряжение зрения; Умственное и эмоциональное напряжение. Чаще всего у студентов регистрируются заболевания: -ВСД -Кариес -Болезни органов пищеварения -Хронические отоларингологические заболевания -Гипертоническая болезнь и др.


    Режим труда и отдыха 6 Это нормативная основа жизнедеятельности студента, имеющая свою индивидуальность (соответствие конкретным условиям, здоровью, работоспособности, интересам). Важно обеспечение относительного постоянства повседневной деятельности студента. Студент должен правильно чередовать труд и отдых. После занятий в университете и обеда, 1,5-2 часа необходимо потратить на отдых. (Пассивный отдых – только при большом утомлении). Необходимо избегать переутомления и однообразного труда.


    Построение аудиторной работы регламентируется составленным расписанием занятий. 7 Дневная суммарная академическая нагрузка студентов должна составлять 10 часов (6 – аудиторных и 4 – самостоятельных). Наиболее интенсивные занятия должны приходиться на периоды естественного подъёма работоспособности – с 9 до 13 и с 16 до 20 часов). Занятия по наиболее трудным предметам следует планировать на вторник, среду и четверг. Расписание учебных занятий необходимо составлять таким образом, чтобы обеспечить постепенное нарастание учебной нагрузки, оптимальный ритм и режим труда. Это должно достигаться мерным чередованием "трудных" и "легких" предметов, лекций и практических занятий на протяжении 3 пар учебных часов. Целесообразно такое сочетание лекционных (Л) и практических (П) занятий: I вариант Л-П-П оптимальное II вариант П-Л-П оптимальное III вариант П-П-Л допустимое


    8 Учебный день каждой группы студентов следует начинать ежедневно в строго определенный час. Оптимальным началом учебного дня является часов. В целях профилактики утомления между парой учебных часов в вузе должен устраиваться перерыв в минут, между 2 и 3 парой часов мин. (обеденный перерыв) В расписании занятий не должно быть "окон" Для увеличения доли самостоятельной работы и активизации учебно- исследовательской работы студентов в сетке расписания целесообразно выделить день самостоятельных занятий, при обязательном осуществлении контроля за эффективностью его использования.


    9 ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНОГО ВРЕМЕНИ СТУДЕНТОВ Продолжительность отдыха после аудиторных занятий должна составлять 1,5 - 2 часа Во время самостоятельных занятий через каждые 1 - 1,5 часа рекомендуется устраивать перерывы, минимальная длительность которых должна быть ограничена 5 минутами, а максимальная - 15 минутами. Двигательный режим студентов должен составлять часов активной мышечной деятельности в неделю. Суточная активность студентов должна составлять не менее шагов в день. В недельном бюджете времени на культурно-просветительные потребности рекомендуется отводить около 8 часов. Время, отводимое для ночного сна, должно составлять часов, при этом отход ко сну рекомендуется не позднее 24 часов, а подъем не ранее 7 часов. Продолжительность так называемого свободного времени студентов в учебные дни недели должна составлять около часов в день, в дни отдыха - не менее часов.


    10 РЕЖИМ ДНЯ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ В период подготовки к экзаменам для сокращения времени на включение в работу целесообразно рабочие периоды делать более длительными, разделяя весь день примерно на три части - с утра до обеда, с обеда до ужина и с ужина до отхода ко сну. Каждый рабочий период дня должен заканчиваться отдыхом в виде прогулки, неутомительного физического труда. Через каждые 1 - 1,5 часа следует устраивать перерывы, длительность которых должна варьировать от 5 до 15 минут (в зависимости от степени усталости). Во время подготовки к экзаменам следует поддерживать активный двигательный режим. Спортивные занятия в этот период должны быть средней интенсивности (30-минутные спортивные игры, силовые упражнения и т.п.). Расписание экзаменов должно быть составлено таким образом, чтобы время ожидания вызова студента в экзаменационный зал не превышало минут.


    11 Требования к организации режима работы с ПЭВМ студентов высших учебных заведений Для студентов первого курса оптимальное время учебных занятий при работе с ПЭВМ составляет 1 час, -для студентов старших курсов - 2 часа, с обязательным соблюдением между двумя академическими часами занятий перерыва длительностью минут. При составлении расписания учебных занятий с ПЭВМ необходимо выполнять следующие требования: - исключить большие перерывы длительностью в один час между спаренными академическими часами, отведенными для занятий с ПЭВМ; - не допускать для студентов старших курсов объединение третьей и четвертой пар учебных занятий с ПЭВМ; - не проводить учебные занятия с ПЭВМ для студентов старших курсов после 17 часов третьей и четвертой парой уроков; - учебные занятия студентов старших курсов с ВДТ и ПЭВМ в исключительных случаях допускаются в период от 17 до 20 часов при обязательном смещении учебных занятий в расписании на первую или вторую пару уроков; - двигательный режим студентов и темп работы на ПЭВМ должен быть свободным.


    12 Режимы труда и отдыха стоит соблюдать, ведь от этого зависит не только самочувствие студента и работоспособность во время учебной деятельности, но и настроение. Для этого требуется тщательно планировать своё расписание на день, соблюдая рекомендации по поводу сна, ведь недосыпание вредит нашему организму, лишая нас значительной части энергии. Но и не стоит забывать о своём физическом воспитании. Нужно заниматься каким-либо видом спорта, который вам больше нравятся, и если вы можете выдерживать данную нагрузку, и делать зарядку по утрам. 14 1. Что учитывается при построении режима дня студента? (перечислить 5 факторов) 2. Какие виды деятельности предусматривает бюджет времени студента? (перечислить) 3. Перечислить негативные факторы в образе жизни студента (любые 4). 4. Сколько часов должна составлять дневная суммарная академическая нагрузка студентов? 5. Сколько часов должна составлять продолжительность отдыха после аудиторных занятий? ВОПРОСЫ