Приход к власти коммунистической партии. Г.а

В 1898-1991 годах, правящая партия в 1917-1991 годах; в дореволюционный период Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДПР), с 1917 года Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков) - РСДРП (б). В марте 1918 года на Седьмом съезде она была переименована в Российскую коммунистическую партию (большевиков) - РКП (б). Четырнадцатый съезд партии (1925) переименовал РКП (б) во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков) - ВКП (б). Девятнадцатый съезд партии (1952) переименовал ВКП (б) в Коммунистическую партию Советского Союза.

Учредительный Первый съезд РСДРП состоялся в 1898 году в Минске . Однако планомерная работа по созданию низовой партийной сети началась в 1900 году после начала издания В.И. Лениным газеты «Искра». Второй съезд РСДРП (1903) способствовал объединению разрозненных марксистских организаций России в массовую политическую партию и в то же время выявил два течения в отечественной социал-демократии: большевистское и меньшевистское. Вождем большевиков стал В.И. Ленин. В результате Октябрьской революции 1917 года большевистская партия пришла к власти. С 1920-х годов ВКП (б) была единственной партией в стране и стала основой государственного тоталитарного режима во главе с И.В. Сталиным. Если в 1917 году в России было 40 иысяч членов партии, то к середине 1980-х годов это число выросло до 19 млн.
На Двадцатом съезде КПСС (1956) часть руководства партии во главе с Н.С. Хрущевым выступила с разоблачением культа личности Сталина, обозначив так называемый период оттепели. К середине 1960-х годов период оттепели завершился, консервативные силы прервали процесс обновления партийно-государственного аппарата, поиски путей эффективного развития экономики. В 1977 году руководящая роль КПСС в советском обществе была закреплена специальной статьей Конституции СССР. С 1985 года М.С. Горбачев инициировал попытки перестройки советского общества и партии. Стремление к реформам было поддержано советским народом, но стратегия и тактика руководства СССР, привела к глубокому социально-экономическому кризису и, в конечном итоге, к распаду СССР. В 1991 по указу президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина деятельность КПСС на территории России была прекращена и распущены ее организационные структуры.

Организационные принципы

КПСС стала первой в мире марксистской партией, установившей в своей стране политическое господство, осуществившей идею создания социалистического государства. Будучи партией научного коммунизма, КПСС основывалась на марксизме-ленинизме - научном фундаменте революционного преобразования общества. На каждом историческом этапе КПСС в своей деятельности руководствовалась специальным документом - Программой. Первая Программа партии была принята в 1903 году на Втором съезде РСДРП. В ней были поставлены задачи завоевания рабочим классом политической власти, установления диктатуры пролетариата. Эта программа была выполнена в ходе Великой Октябрьской социалистической революции и установлением Советской власти. Восьмой съезд РКП (б) в 1919 году принял вторую Программу партии - программу построения социализма. Двадцать второй съезд КПСС в 1961 году принял третью Программу - программу построения коммунистического общества в СССР. Эта программа сформулировала, как триединую, задачу создания материально-технической базы коммунизма, формирования коммунистических общественных отношений и воспитания нового человека. Создание материально-технической базы коммунизма означало не только совершенствование техники, технологии и организации общественного производства во всех отраслях народного хозяйства, развитие экономически эффективных отраслей производства, быстрые темпы научно-технического прогресса, высокий культурно-технический уровень трудящихся, но и превосходство над развитыми капиталистическими странами по производительности труда, что составляло необходимое условие победы коммунистического строя.
КПСС создавалась как единая партия пролетариата многонациональной России, интернационализм стал принципом национальной программы партии. После образования СССР во всех союзных республиках, кроме РСФСР, были созданы республиканские коммунистические партии, ставшие составной частью единой КПСС. Организационные основы КПСС нашли свое воплощение в Уставе Коммунистической партии Советского Союза. Он определял нормы партийной жизни, методы и формы партийного строительства, способы руководства партии всеми сферами государственной, экономической, идеологической, общественной деятельности в СССР. Согласно Уставу, руководящим принципом организационного строения партии являлся демократический централизм, означающий: выборность всех руководящих органов партии снизу доверху; периодическую отчетность партийных органов перед своими партийными организациями и перед вышестоящими органами; партийную дисциплину и подчинение меньшинства большинству; обязательность решений высших органов для низших. Высшим принципом партийного руководства объявлялась коллективность.

Программа и устав

Членом КПСС мог быть любой гражданин Советского Союза, признающий Программу и Устав партии, участвующий в строительстве коммунизма, работающий в одной из партийных организаций, выполняющий решения партии и уплачивающий членские взносы. Член партии имел право избирать и быть избранным в партийные органы, обсуждать на партийных собраниях, конференциях, съездах, на заседаниях партийных комитетов и в партийной печати вопросы политики и практической деятельности партии, вносить предложения, открыто высказывать и отстаивать свое мнение до принятия организацией решения; критиковать на партийных собраниях, конференциях, съездах, пленумах комитета любого коммуниста, независимо от занимаемого им поста.
Прием в члены КПСС производился исключительно в индивидуальном порядке. Вступающие в партию проходили кандидатский стаж сроком в один год. В партию принимались лица, достигшие восемнадцати лет; молодежь до 23 лет включительно вступала в партию лишь через ВЛКСМ . За невыполнение уставных обязанностей и проступки член или кандидат в члены партии привлекался к ответственности и на него могли наложить взыскания. Высшей мерой партийного наказания было исключение из партии.
КПСС строилась по территориально-производственному принципу: первичные организации партии создавались по месту работы коммунистов и объединялись в районные, городские, окружные организации по территории. Высшими руководящими органами партийных организаций были общее собрание для первичных организаций; конференция для районных, городских, окружных, областных, краевых организаций; съезд для коммунистических партий союзных республик и для КПСС. Общее собрание, конференция, съезд избирали бюро или комитет, которые являлись исполнительными органами и руководили текущей работой партийной организации. Выборы партийных органов проводились закрытым (тайным) голосованием.
Верховным органом КПСС был съезд партии, который избирал Центральный комитет и Центральную ревизионную комиссию. Очередные съезды партии созывались не реже одного раза в пять лет. В промежутках между съездами деятельностью партии руководил Центральный комитет КПСС. ЦК КПСС избирал для руководства работой партии между Пленумами ЦК - Политбюро; для руководства текущей работой, главным образом по подбору кадров и организации проверки исполнения, - Секретариат. Центральный комитет избирал Генерального секретаря ЦК КПСС. При ЦК КПСС действовал Комитет партийного контроля.

Первичные организации

Основой партии были ее первичные организации, которые исоздавались по месту работы членов партии - на заводах, фабриках, в совхозах, в колхозах, частях Советской армии, учреждениях, учебных заведениях при наличии не менее трех членов партии. Территориальные первичные партийные организации организовавылись и по месту жительства коммунистов: в сельской местности и при домоуправлениях. Первичная партийная организация принимала в КПСС новых членов, вела борьбу с проявлениями бюрократизма, местничества, нарушениями государственной дисциплины. Первичные партийные организации государственных органов управления, хозяйственных предприятий, научных и учебных заведений, культурно-просветительских и лечебных учреждений пользовались правом контроля деятельности администрации. Руководство партийной работой в вооруженных силах осуществлялось ЦК КПСС через Главное политическое управление Советской армии и Военно-морского флота, работавшее на правах отдела ЦК КПСС. Под руководством КПСС действовал Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ).
КПСС всегда уделяла внимание тому, чтобы в ее рядах была значительная прослойка представителей пролетариата. В 1970-х годах около 40 % членов партии были рабочими, 15 % - колхозниками. Интеллигенции и служащим вступить в КПСС было намного сложнее, но продвижение по служебной лестнице в государственном аппарате было непосредственно связано с наличием партийного билета. Около трети членов партии были женщинами.
КПСС имела собственную систему партийного образования, в которой обучались как члены партии, так и беспартийный актив. Руководящие партийные и советские кадры обучались в Академии общественных наук при ЦК КПСС, Высшей партийной школе при ЦК КПСС, Заочной высшей партийной школе при ЦК КПСС. Кроме того, в стране была создана сеть республиканских и межобластных высших партийных школ, университетов марксизма-ленинизма. Научно-исследовательским центром КПСС являлся Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС с сетью филиалов в союзных республиках.
КПСС вела издательскую деятельность, центральным органом ЦК КПСС была газета «Правда». ЦК КПСС также выпускал газеты «Советская Россия», «Социалистическая индустрия», «Сельская жизнь», «Советская культура», еженедельник «Экономическая газета», теоретический и политический журнал «Коммунист», журналы «Агитатор», «Партийная жизнь», «Политическое самообразование». В ведении ЦК КПСС находились издательство «Правда», «Издательство политической литературы» (Политиздат). Свои издательства имели ЦК Компартий союзных республик.

Руслан Тхагушев,
Пресс-служба ЦК КПРФ.
Фото Сергей Сергеев
2010-11-16 18:26

Во встрече приняли участие заместители Председателя ЦК КПРФ И.И. Мельников и В.И. Кашин, Председатель ЦКРК КПРФ В.С. Никитин, члены Президиума, секретари ЦК КПРФ В.Ф. Рашкин, С.П. Обухов, Д.Г. Новиков, члены ЦК КПРФ С.И. Васильцов, Л.Н. Швец, В.Г. Поздняков, статс-секретарь Союза писателей России Л.Г. Баранова-Гонченко, депутат Государственной Думы С.А. Гаврилов.

Открывая встречу, Г.А. Зюганов отметил, что компартия на протяжении многих лет ведет конструктивный диалог с Церковью: «Мы уже почти двадцать лет пытаемся выстраивать отношения между КПРФ и РПЦ, которые бы соответствовали новым реалиям».

Лидер КПРФ напомнил, что вместе с нынешним Святейшим Патриархом Кириллом стоял у истоков создания Всемирного Русского Собора. «В целом, - подчеркнул Г.А. Зюганов, - взаимодействие между компартией и Церковью служит на благо и интересам нашей страны, русского, всех российских народов».

Председатель ЦК КПРФ отметил, что в программе компартии гарантируется свобода совести, а среди коммунистов, сторонников и избирателей Компартии немало верующих и воцерковленных граждан.

Затем Г.А. Зюганов остановился на той непростой обстановке, которая складывается в стране и в мире. Кризис, о преодолении которого твердят российские власти, на самом деле далек от завершения. Но самый страшный кризис разразился в духовной сфере. Одно из его проявлений – нравственная деградация значительной части общества, расчеловечивание, коммерциализация системы образования. Реализация закона об автономизации бюджетных учреждений нанесет страшный удар по формированию нашего национального характера и традиционного народного сознания. Поэтому коммунисты выступали категорически против принятия данного законопроекта.

Г.А. Зюганов назвал неуместным шагом поправку, предложенную депутатом фракции КПРФ Б.С. Кашиным в закон о государственном гимне, которая предполагает исключить из его текста слово «Бог». Лидер коммунистов подчеркнул, что фракция в целом не разделяет подобную точку зрения и не будет ее поддерживать, уважая чувства верующих и компромиссный характер политического решения парламента при утверждении государственного флага, герба, гимна Российской Федерации и красного знамени Вооруженных Сил.

При этом Г.А. Зюганов обратил внимание руководителя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества на то, что некоторые священнослужители допускают в своих публичных выступлениях и в средствах массовой информации неуместные и вызывающие протест, в том числе и верующих, высказывания и оценки советского периода истории России. Они не признают достижений СССР, видя в политике его руководства только недостатки и ошибки. Между тем именно в Советском Союзе был достигнут высочайший уровень социальной защищенности граждан, например, медицина и образование стали бесплатными. Каждый человек получил возможность для самореализации и саморазвития, в том числе и в духовной сфере. Именно в Советские времена были созданы великие произведения искусства, литературные творения, заслужившие признание во всем мире.

Поэтому тенденциозные, не соответствующие реальным историческим фактам и позитивному личному опыту десятков миллионов наших сограждан оценки советского периода нашей отечественной истории особенно вредны сейчас, когда нарастает угроза развала Российской Федерации, а народ продолжает вымирать. Оскудевает уже не только деревня, но и малые города, являющиеся тем стержнем, на котором держится Россия. Социальное расслоение продолжает увеличиваться, сегодня разница между самыми богатыми и самыми бедными – двадцатикратная (хотя для безопасности страны этот показатель не должен превышать десяти).

«В подобной ситуации, - сказал Г.А. Зюганов, - необходимо забыть старые обиды и работать вместе по спасению России. Так поступила Церковь в военные годы, когда после встречи высших православных иерархов с И.В. Сталиным, она вместе с народом, партией и государством внесла свой вклад в дело победы над врагом».

Председатель ЦК КПРФ отметил, что реальное примирение Компартии и Русской православной церкви произошло в годы Великой Отечественной войны и закреплено нашей общей великой Победой в мае 1945 года.

Лидер коммунистов подчеркнул, что сегодня Церковь и компартию пытаются столкнуть лбами, но это не идет на пользу никому.

В свою очередь, отец Всеволод отметил, что существуют базовые ценности, которые объединяют жителей нашей страны. Это прежде всего патриотизм и справедливость. И здесь в обществе признается роль КПРФ, как партии, исповедующей традиционные ценности.

В своем выступлении протоиерей Всеволод Чаплин подчеркнул важность диалога, общность многих подходов и установок сторон, в первую очередь в том, что касается заботы о простых людях и справедливого устройства общества. «Известно, что в обществе есть разные оценки событий 1917 года и последующего периода, исторических деятелей XX века. Но, несмотря на всю разницу в суждениях, вести диалог об оценках истории можно и нужно - в мирном и ответственном духе, без резкостей и оскорблений», - сказал руководитель синодального отдела РПЦ.

Оценивая совместную деятельность с КПРФ он отметил роль Компартии в разработке законодательства о свободе совести и деятельности религиозных организаций. Благодаря позиции депутатов-коммунистов была ограничена экспансия в Россию инославных проповедников. В середине 1990-х годов в Думе решалось, каким будет духовный облик страны, и тогда удалось защитить наши исконные ценности, в том числе благодаря КПРФ.

Положение народа сегодня очень волнует Церковь, особенно в том, что касается социального расслоения. Вызывает беспокойство и коммерциализация образования. Еще более неуместны заявления некоторых представителей российской элиты по поводу того, что «надо переделать этот народ». По всем перечисленным вопросам Церковь готова вести диалог с компартией.

Ответственный секретарь экспертного совета «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси П.А. Шашкин высказался о необходимости формирования общественного консенсуса вокруг базовых ценностей русской цивилизации для успешной реализации модернизационной стратегии развития общества. Такая стратегия, по мнению ответственного секретаря Патриаршего совета, должна сочетать исторический опыт дореволюционной России и позитивные достижения советского времени.

Председатель ЦКРК КПРФ В.С. Никитин предложил совместно обсудить тему духовных основ модернизации России. Он подчеркнул, что модернизация возможна только на основе тысячелетних ценностей русского народа. Между тем сейчас идет их замена на западные ценности во всех сферах нашей жизни. В.С. Никитин призвал Церковь вместе с компартией бороться против западного умственного ига и всевластия денег.

Заместитель Председателя ЦК КПРФ В.И. Кашин сказал, что Церковь должна активнее противодействовать таким порокам нашего общества как коррупция, наркомания, алкоголизм. Он также напомнил о совместных действиях КПРФ и православной общественности в борьбе против так называемого «электронного правительства», попыток поставить граждан нашей страны под тотальный контроль.

Член Президиума, Секретарь ЦК КПРФ В.Ф. Рашкин поднял вопрос о необходимости создания Общественных наблюдательных советов в СМИ, прежде всего, на телевидении. Их задачей должно стать противодействие культу разврата и насилия, той бездуховности, которая льется сегодня с телевизионных экранов. В этот Совет могли бы войти как представители Церкви, так и представители общественности и политических партий, в том числе КПРФ.

Доктор исторических наук, директор Центра исследований политической культуры России С.И. Васильцов предложил поразмышлять о проблемах, которые сегодня существуют в самой Церкви и волнуют российское общество. Например, незначительное присутствие РПЦ в социальной сфере. По данным различных социологических исследований уже долгое время не растет доля россиян, которые считают себя воцерковленными людьми. Их только 5-6, до 10 процентов.

С.И. Васильцов напомнил также о проблеме, связанной с возвращением церковных ценностей. Он отметил, что спор между «иосифлянами» и «нестяжателями» продолжается до сих пор. В Советское время Церковь, особенно на рубеже 1980-90-х годов, когда отмечался небывалый всплеск ее общественного авторитета, так или иначе шла по пути нестяжательства, однако сегодня вектор начинает меняться. И всех людей православной культуры волнует вопрос: не приведет ли борьба за собственность и укрепление материальной стороны в деятельности Церкви к оскудению духовного начала в Православии?

«В целом, - подчеркнул С.И. Васильцов, - в том, что касается национально-государственных интересов, вытекающих отсюда ценностей, компартия и Церковь являются единомышленниками».

Советник Председателя ЦК КПРФ Л.Н. Швец отметила, что среди коммунистов немало людей православных или принадлежащих к православной культуре, которым не безразличны проблемы государственно-церковных отношений. Ради спасении страны в годы войны действительно произошло сближение между Церковью и советским государством. И сегодня, когда вновь под угрозой целостность государства, когда наша страна разрушена и растерзана, нарастают внутренние и внешние угрозы мы все не должны забывать об этом историческом опыте сотрудничества Компартии и Церкви.

Член Президиума, Секретарь ЦК КПРФ С.П. Обухов отметил общность подходов КПРФ и РПЦ в оценке пагубности для России либерализма и либеральных идей. Он согласился с оценкой патриарха Кирилла: «Либерализм – это путь к апокалипсису». С.П. Обухов напомнил, что одним из самых нежелательных сценариев развития России для наших противников на Западе является взаимодействие между КПРФ и православными, или как они говорят «союз попов и коммунистов». Об этом в свое время не раз заявляли всевозможные высокопоставленные русофобы и антисоветчики на Западе.

Секретарь ЦК КПРФ остановился также на проблеме использования либеральной лексики в документах, заявлениях, которые делаются от имени РПЦ. Западные политологи в разгар «холодной войны» ввели в научный оборот понятие-фальшивку «тоталитаризм», служащее для того, чтобы поставить на одну доску советский строй и фашизм. В связи с этим С.П. Обухов призвал представителей РПЦ осторожнее относиться к спорным научным понятиям, не употреблять в церковных материалах и богословских определениях политологические термины-обманки, вбрасываемые врагами России. Ведь объективно те, кто уравнивает советский строй, коммунизм с античеловеческой идеологией фашизма, имеют своей целью уничтожение нашего государства, исторической России, ставят под сомнение значимость и ценность Великой Победы и геополитических позиций нашей страны.

С.П. Обухов также выразил недоумение тем, что ряд представителей Церкви открыто призывают на выборах голосовать за кандидатов от «Единой России», несмотря на декларируемый РПЦ принцип невмешательства в политическую борьбу.

В целом встреча прошла в обстановке взаимоуважения и понимания. Ее участники выразили стремление к продолжению диалога и совместному обсуждению тех проблем, которые стоят сегодня перед российским обществом.

В октябре 1949 года после продолжительной гражданской войны к власти в Китае пришла коммунистическая партия, возглавляемая Мао Цзэдуном. Сегодня это мощная правящая организация, насчитывающая почти 90 млн. членов.

Вступить в коммунистическую партию Китая (КПК) может далеко не каждый. Ежегодно заявки на членство подают десятки миллионов китайцев, но ответа удостаиваются немногие. Заветное удостоверение получают граждане с безупречной репутацией и соответствующими рекомендациями, причём, ожидание решения может затянуться на несколько лет.

Создание КПК и приход коммунистов к власти

Официальной датой создания КПК считается 1 июля 1921 года. После Великой Октябрьской революции идеи Маркса, Энгельса и Ленина стали пользоваться большой популярностью в Азии. Этому способствовала и деятельность международной организации — Коминтерн, основной задачей которой было скорейшее начало мировой социалистической революции.

1920-е годы были очень тяжёлыми для Китая. Страна переживала раскол. Здесь больше не было единой сильной власти, способной восстановить порядок, экономика была разрушена, в провинциях хозяйничали милитаристские клики и японские интервенты. В условиях нестабильности, нищеты и разрухи коммунистическая идеология воспринималась населением как единственно верный путь спасения страны. В этой обстановке летом 1921 года в Шанхае и прошёл первый съезд КПК, объединивший разрозненные марксистские кружки.

Новая партия вступила в коалицию с партией Гоминьдан, возглавляемой Сунь Ятсеном. Коалиция сумела установить свою власть на юге страны, а в конце 1920-х годов ликвидировать и северные военные клики.

Первый этап гражданской войны (1927-37)

Руководство КПК изначально придерживалось более радикальных взглядов, чем верхушка Гоминьдана. К тому же, после смерти Сунь Ятсена лидером Гоминьдана стал Чан Кайши, до этого возглавлявший право крыло партии и сотрудничавший с северными милитаристами. В коалиции наметился раскол, который вскоре вылился в гражданскую войну (1927-49).

Начало войны складывалось для коммунистов не слишком удачно. Попытки проводить агитацию на деревне и поднять крупное крестьянское восстание провалились. Поэтому руководство КПК решило изменить тактику борьбы. Коммунисты стали создавать опорные базы в труднодоступных районах и на границах провинций. Вскоре им удалось создать протяжённые оборонительные рубежи на юго-востоке и собрать Красную Армию.

Гоминьдан предпринял несколько неудачных карательных походов на коммунистические районы. Из-за японской интервенции и раскола внутри самой партии Гоминьдан стал ослабевать. В 1934 году с помощью немецких военных советников гоминьдановцам удалось окружить Красную Армию. Но коммунисты сумели прорвать окружение и совершить марш-бросок на северо-запад («Великий поход»). Во время похода лидером партии стал Мао Цзэдун.

В 1936 году Чан Кайши был арестован красноармейцами. Но перед лицом внешней угрозы, исходившей от Японии, две противоборствующие партии заключили перемирие. Впрочем, это соглашение носило, скорее, формальный характер. Стычки между Красной Армией и силами Гоминьдана так и не прекратились.

Второй этап гражданской войны (1945-49)

За годы Второй Мировой войны авторитет Мао Цзэдуна в партии значительно окреп, а меры осуществления власти новым лидером становились всё более диктаторскими. После капитуляции Японии началась вторая фаза противостояния Гоминьдана и КПК.

Силы Гоминьдана поддерживала Америка. США предоставили Чан Кайши военных специалистов и немалые денежные средства. В свою очередь, КПК получала помощь от СССР. Однако решающим фактором, решившим исход гражданской войны, стал переход на сторону коммунистов миллионов крестьян. Это произошло после того, как Мао Цзэдун объявил о конфискации земель у крупных помещиков и передаче её беднейшим сельским труженникам.

В итоге к концу 1949 года армия Гоминьдана оказалась вытесненной на остров Тайвань, туда же в полном составе бежало гоминьдановское правительство. Коммунисты провозгласили создание Китайской народной республики на территории материкового Китая. Карательные рейды Красной Армии на Тайвань продолжались вплоть до 1953 года. В настоящее время Тайвань проводит самостоятельную политику, хотя и считается одной из административных единиц КНР. В последние годы между коммунистическим Китаем и гоминьдановским Тайванем наметилось сближение.

Идеология

Одним из основных документов, излагающих идеологию КПК, является Устав партии. Согласно ему, официальной идеологией КНР является социал-национализм (или «социализм с китайской спецификой», как обозначил это явление Дэн Сяопин). «Социализм с китайской спецификой» — это сложное учение, базирующееся на нескольких философских концепциях, включающих маоизм и теории других китайских лидеров коммунистической эпохи, марксизм-ленинизм и конфуцианство. Основные постулаты этой идеологии сводятся к:

  • Построению социализма в отдельно взятом государстве (таким образом, КПК уходит от ключевой идеи марксизма-ленинизма о начале мировой революции);
  • Отказу от классовой борьбы;
  • Равным правам и возможностям для всех членов общества;
  • Созданию полноценной рыночной экономики, которая всё же будет контролироваться партией;
  • Созданию гармоничного общества всеобщего благоденствия.

Устройство КПК

Высшими органами коммунистической партии являются:

  • Всекитайский съезд партии — высший орган управления государством. Съезд проходит каждые пять лет. На нём обычно решаются ключевые для Китая вопросы: внесение изменений в Устав партии, выборы в другие органы власти, а также избрание генерального секретаря ЦК КПК. В исключительных ситуациях Съезд может собираться досрочно.
  • Центральный комитет партии . Осуществляет верховную государственную власть в промежутках между Съездами.
  • Политбюро . Структура, осуществляющая надзор за деятельностью всех партийных структур.
  • Постоянный комитет Политбюро . Сюда входят наиболее уважаемые и влиятельные партийные функционеры. Деятельность этих лиц почти не освещается в прессе.
  • Секретариат ЦК партии.
  • Военный Совет ЦК партии.
  • Центральный комитет по проверке дисциплины. Данная структура занимается расследованием должностных преступлений партийной номенклатуры: дела о коррупции, злоупотреблении своим служебным положением и т. д. В гражданский суд подобные дела передаются только после их рассмотрения членами ЦК по проверке дисциплины.

Фракции

На первый взгляд, КПК может показаться мощной, монолитной бюрократической машиной, но это совсем не так. Эксперты выделяют в КПК две крупных социальных группы: интеллигенцию и крестьянство. Неоднородность социального состава партии стала причиной соперничества двух политических фракций. Первая фракция («комсомольцы») ориентируется на беднейшие слои населения. Её составляют лица, занимавшие административные посты в отсталых провинциях. Как правило, функционеры-«комсомольцы» имеют большой управленческий опыт и великолепно знают законодательство. Они легко привлекают на свою сторону массы и славятся выдвижением громких лозунгов. «Комсомольцы» борются за расширение социальных программ, создание новых рабочих мест, развитие промышленности страны.

Представителям второй фракции, или «шанхайцам», обычно не достаёт практического опыта их политических оппонентов. Большинство «шанхайцев» — потомственные политики, получившие отличное образование. Из этой фракции вышло уже немало хороших экономистов. Основные цели «шанхайцев»: интеграция Китая в мировые экономические процессы, развитие внутреннего рынка и крупного бизнеса.

Современный лидер Китая

Лидер Китая (официальное название должности — председатель КНР), как правило, также занимает несколько важнейших государственных постов, в том числе, и должность генерального секретаря ЦК КПК. С 2013 года председателем КНР является .

Выборы нового лидера в Китае отличаются от европейских. Раз в пять лет проходят парламентские выборы главы государства. Председатель не может избираться более чем на два срока. Обычно действующий председатель намечает себе преемника ещё во время исполнения своих обязанностей. Будущий глава государства проходит серьёзную подготовку под руководством своего наставника. Такая почти патриархальная модель смены власти позволяет властям Китая уже на протяжении 70 лет сохранять единый и последовательный политический курс.

Как правило, вместе с председателем КНР сменяется и чиновничий корпус. Это объясняется не только традициями, но и законом, предписывающим всем государственным служащим, достигшим возраста 68 лет, покидать свои посты и отправляться в отставку. В результате власть в Китае меняется поколениями. Каждое из этих поколений, сохраняя социалистический курс государства, привносит что-то новое в политическую практику.

  • «Первое поколение» чиновников, возглавляемое Мао Цзэдуном, заложило основные политические принципы и законы, по которым Китай живёт и сейчас.
  • «Второе поколение» Дэн Сяопина создало концепцию «малого процветания», которое на несколько десятилетий стало основной целью китайского общества.
  • «Третье поколение» Цзян Цзэминя продолжило развивать идеи Дэн Сяопина, сделав при этом особый акцент на модернизации, формировании полноценного среднего класса и необходимости технологического прорыва.
  • «Четвёртое поколение» Ху Цзиньтао предложило китайцам концепцию «гармонического общества», т. е. общества всеобщего благоденствия и справедливости, где будут удовлетворены нужды каждого.

«Пятое поколение» Си Цзиньпиня, в целом, придерживается политики своих предшественников. Однако многие аналитики отмечают жёсткий стиль правления нового председателя и полагают, что тот может внести значительные изменения в политические традиции коммунистического Китая.

Какие ещё партии действуют в Китае?

Китай нельзя назвать тоталитарной страной, поскольку помимо коммунистической, здесь существует ещё 8 не слишком многочисленных, но, в целом, самостоятельных партий:

  • Уже упоминавшийся Гоминьдан,
  • Китайская Демократическая Лига,
  • Ассоциация демократического народного строительства Китая,
  • Ассоциация содействия развития демократии Китая,
  • Чжигундан,
  • «Общество третьего сентября»,
  • Лига демократической автономии Тайваня,
  • Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая.

Все эти партии условно называют «демократическими». Проводимую ими политику можно назвать независимой, но все они обязаны признать главенство КПК. Каждая демократическая партия Китая имеет своих представителей в парламенте, принимая, таким образом, участие в вопросах управления государством.

Также в КНР функционирует множество политических кружков и профсоюзов. Они объединяют молодёжь, женщин и людей различных профессий. Самые крупные из таких организаций принимают активное участие в политической жизни страны и часто оказываются в оппозиции к КПК.

Коммунистическая партия Советского Союза определяет свое отношение к религии и церкви, исходя из принципов, выработанных В. И. Лениным. Она строит свою политику в религиозном вопросе на строго научных основах, осуществляя ее в неразрывной связи с решением общих задач строительства коммунизма.

В. И. Ленин подчеркивал, что «наша программа вся построена на научном и, притом, именно материалистическом мировоззрении. Разъяснение нашей программы необходимо включает поэтому и разъяснение истинных исторических и экономических корней религиозного тумана. Наша пропаганда необходимо включает и пропаганду атеизма...» 54

Религия противоречит научному коммунистическому мировоззрению. Поэтому идейная борьба с религией была и сейчас остается одной из важнейших составных частей работы партии по коммунистическому воспитанию трудящихся. Эта линия партии не изменялась никогда.

Борьба партии против религиозной идеологии, за атеистическое воспитание людей имеет свою историю, свои этапы, на каждом из которых решались конкретные задачи, применялись специфические для определенного времени формы и методы работы.

Например, в годы, когда партия собирала силы для свержения царизма, она не акцентировала внимание на вопросах атеистической работы, ибо классовые враги трудящихся могли использовать это для раскола их единства. В то же время партия выдвигала требования, близкие и понятные трудящимся. Она боролась за предоставление им свободы совести, за избавление их от духовного рабства, осуществляемого церковью и царизмом.

В свою первую Программу КПСС не включала требования об атеизме всех ее членов, в ней не было пункта, требующего от коммунистов вести активную борьбу с религиозной идеологией. В интересах революции тогда был возможен прием в партию и тех революционно настроенных рабочих, которые еще не окончательно порвали с религией.

С победой Великой Октябрьской социалистической революции партия выдвинула задачу освобождения советских граждан от религиозных предрассудков.

В годы гражданской войны многие церковники и сектанты с оружием в руках боролись против революции, а после разгрома интервенции и белогвардейцев всеми средствами мешали социалистическому строительству.

Победа социализма вынудила духовенство изменить свою тактику и заявить о лояльном отношении к Советской власти, оно стало поддерживать внутреннюю и внешнюю политику Советского государства. Но от этого сущность религиозной идеологии не изменилась: религия, как и прежде, поддерживает в сознании людей вредные суеверия, привычки и взгляды, чуждые нашему обществу. Она как была, так и остается антинаучной идеологией, которая затемняет сознание человека, сковывает его творческие силы.

Ошибаются те, кто считает религию в наши дни безобидной. Коммунистическая партия ведет систематическую, неустанную борьбу с религиозной идеологией, открыто и прямо заявляет о своем отношении к религии и церкви в своей Программе: «Партия рассматривает борьбу с проявлениями буржуазной идеологии и морали, с остатками частнособственнической психологии, суеверий и предрассудков, как составную часть работы по коммунистическому воспитанию» 55 . Программа КПСС указывает средства и методы атеистической работы, обеспечивающие торжество научно-материалистических взглядов. Партия использует средства идейного воздействия для воспитания людей в духе научно-материалистического мировоззрения, для преодоления религиозных предрассудков, не допуская оскорбления чувств верующих, говорится в ней. Необходимо терпеливо разъяснять несостоятельность религиозных верований, возникших в прошлом на почве придавленности людей стихийными силами природы и социальным гнетом, из-за незнания истинных причин природных и общественных явлений. При этом следует опираться на достижения современной науки, которая все полнее раскрывает мир, увеличивает власть человека над природой и не оставляет места для фантастических вымыслов религии о сверхъестественных силах.

Настойчивая, последовательная работа КПСС по атеистическому воспитанию трудящихся в значительной мере способствовала тому, что, как подчеркивалось на XXV съезде КПСС, мы создали общество, где господствует научное материалистическое мировоззрение.

Осуществление намеченных партией мероприятий по атеистическому воспитанию трудящихся приведет, в конечном счете, к окончательному преодолению религиозных предрассудков.

54 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 12, с. 145.
55 Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., Политиздат, 1976, с. 12.

Литература:
Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., Политиздат, 1976.
Материалы XXV съезда КПСС. М, Политиздат. 1976 Ануфрієв Л., Бражник І. Комуністи і релігія. К., Знання, 1974